Да, евроазиаты мы!
Как Александр Лукашенко присоединял Россию и Кубу к своим проблемам
10 декабря президент России Владимир Путин в режиме видео-конференц-связи принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). Но основополагающим стало как всегда выступление Александра Лукашенко, который, рассказывает спецQR “Ъ” Андрей Колесников, не стал скрывать от коллег, что все их беды, в том числе и беды его страны, идут от соседства с Россией.
На видео-конференц-связи в этот день оказались интересные люди. Так, почетный председатель ВЕЭС Нурсултан Назарбаев докладывал ведущему заседание президенту Казахстана:
— Готов служить!
И тот воспринимал это по всем признакам как должное (в отличие от президента России Владимира Путина, который в этот момент смотрел на Нурсултана Назарбаева с нескрываемым интересом). Президент Белоруссии Александр Лукашенко не подвел и высказался по широкому кругу вопросов, причем совсем не похоже было, что он готов идти куда-то служить.
Касым-Жомарт Токаев между тем жаловался на отсутствие микрочипов и компьютерных элементов, от которых страдают экономики всех стран не только в ЕАЭС (Евразийский экономический союз.— “Ъ”), а и вообще всех стран, и предлагал в кратчайшее время наладить их производство собственными силами. Его решительно поддерживали. Было видно, как все эти люди горят идеей импортозамещения.
Касым-Жомарт Токаев предоставил слово Нурсултану Назарбаеву. И когда зазвучал его голос, на мгновение даже показалось, что наконец-то стало ясно, кто тут настоящий хозяин положения (или, например, комедии положений).
— Рад вас всех лицезреть, потому что соскучился,— сообщил господин Назарбаев.
Он был тут по должности, причем почетной, представительской, но ясно же в конце концов, что он вообще весь этот ЕАЭС придумал когда-то и так его и следовало воспринимать. Потому что некоторые из тех, кто сейчас сидел за столом как президент независимой страны, работали колхозниками, когда господин Назарбаев уже занимался расстановкой фигур на шахматной доске за этим виртуальным столом.
— Именно в стенах МГУ, в 1994 году, я впервые инициировал идею создания ЕврАзЭС,— на всякий случай напомнил и господин Назарбаев.
Он пожелал собравшимся с честью выйти из сложной ситуации, в которой оказался весь мир, и пожелание не казалось искусственным: он у себя в стране в конце концов сделал все, чтобы это была не его забота.
Президента Белоруссии Александра Лукашенко тяготит формат видеоконференции (в отличие, кажется, от его коллеги Владимира Путина, который, судя по всему, находит в нем все больше и больше плюсов), и он рассказал, как надеется, что «это будет последний год, когда мы общаемся с вами по телевизору».
Александр Лукашенко тем самым, без сомнения, выдал себя с головой, и странно, что больше никто не обратил на это внимания. А он ведь открыто подтвердил, что у него и в мыслях нет расставаться со статусом первого лица республики, позволяющим ему и дальше встречаться с коллегами.
— Мы не только соскучились друг по другу, а пора уже нам начинать серьезно реагировать на те серьезные вызовы, которые нам подбрасывает жизнь постоянно! — продолжил он, и кто-то за этим так называемым столом машинально от него (стола и Александра Лукашенко.— А. К.) подвинулся: не для того вроде собирались, чтобы кровью клясться в круговой поруке на всю жизнь.
Тем более некоторые друзья тут давно уже казались чересчур токсичными.
— То, что происходит в Белоруссии, вы знаете,— продолжил Александр Лукашенко.— Это входит, к сожалению, в первый вопрос мировой новостной повестки, нас это не радует...
Говорил он об этом, конечно, не без гордости.
Коллективному Западу, по его словам, «нужны поводы для давления на нашу братскую Россию». Вот Белоруссия и стала жертвой этого давления.
И это была новая трактовка происходящих в республике процессов. Беда пришла откуда не ждали. То есть ждали, что Россию обвинит как всегда коллективный Запад, а обвинил ее во всех белорусских бедах господин Лукашенко.
И история с беженцами, благодаря которой Белоруссия стала первым номером в мировой повестке (но уже нет),— это тоже, значит, Александр Лукашенко ни при чем. А Владимир Путин как раз и виноват.
Но главное, что Белоруссия готова принять вызов и по-братски закрыть собой Россию.
Кто-то скажет: ну надо же Александру Лукашенко так вывернуть наизнанку! А я скажу так: да обычное дело.
— Вот очередной повод нашли: беженцы! — беззаботно продолжал Александр Лукашенко.— Знаете, что не мы породили эту проблему и не вы, бывшие республики Советского Союза... Мы пока в разной степени подвержены этому давлению...
Хотя он-то хотел бы, чтобы за его поведение отдувались все, а не только господин Путин.
— Хотя мы обладаем информацией, что и в ваши министерства иностранных дел пошли визитеры из западных стран и Соединенных Штатов Америки...— добавил президент Белоруссии.
Это было еще интересней. Откуда он это знал? И почему так легко признавался, что знает? Что, белорусская внешняя разведка работает по МИДам братских стран?
— Уговаривая вас подключиться к давлению на Республику Беларусь! — закончил Александр Лукашенко.— Готовят пятый пакет санкций... Будет и шестой... Для смены не только власти, но и государственного строя в Республике Беларусь.
Ни того ни другого, как теперь очевидно, Александр Лукашенко намерен не допустить.
— Образно говоря, вас будут душить против Беларуси (да, это было по-своему образно, и даже метафорично.— А. К.), настраивая вас против Беларуси, чтобы вы подключились к этим санкциям... Моя просьба: чтобы мы отвлекались на все эти просьбы, были уместе (именно так это теперь называется.— А. К.), потому что это давление будет нарастать... Очевидно одно: цель Запада состоит в методичном уничтожении конкурентов. Эта ситуация наглядно продемонстрировала, что друзей у нас там нет!.. И прав бы Нурсултан Абишевич, когда говорил о самодостаточности нашего Союза! Мы можем себя обеспечить всем необходимым...
А если что, то и ко дну пойдем все уместе, гарантировал таким образом Александр Лукашенко. Прежде всего, если что, благодаря его выкрутасам.
— И второй вопрос, который мне очень понравился,— это импортозамещение! — воскликнул президент Белоруссии.— Хватит нам ориентироваться на западные памперсы и чипсы! Мы сами можем произвести даже это!
А не то что микрочипы.
Хорошо, что президент Белоруссии понимает, что произвести хорошие памперсы не просто. А ведь после такого выступления кому-то они могут и понадобиться. Ему самому? Нет, этого я не говорил.
А по большому счету какие памперсы? Скорее тут нужны будут чипсы. И попкорн, конечно.
Владимир Путин обратил внимание прежде всего на появление в рядах коллег Нурсултана Назарбаева:
— Хочу еще раз подтвердить то, что было сказано только что нашим казахстанским коллегой: первый президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев был инициатором создания нашего объединения. Прекрасно помню о его телефонном звонке, когда он позвонил и задал ряд сакраментальных, так бы сказал, вопросов по поводу того, что Россия видит в качестве приоритетов на ближайшее будущее. И договорились, что таким приоритетом и для Казахстана, и для России будет создание интеграционного объединения, о котором мы говорили раньше и к которому были готовы присоединиться и Белоруссия, и, кстати говоря, Украина тогда. Но с Украиной не получилось, хотя такие намерения были высказаны тогдашним руководством Украины.
Вообще, интересно наблюдать, как в выступлениях глав государств на территории бывшего СССР все чаще проступает мемуарная основа. Это к чему-то должно привести. Очевидно, к появлению мемуаров.
Мигель Диас-Канель Бермудес, президент Кубы, тоже с интересом наблюдал за развитием дискуссии. Ведь его страна — наблюдатель в ЕАЭС.
Он и стал единственным человеком, который решительно поддержал Александра Лукашенко (для него в этом не было угрозы никаких потерь).
— Мы солидарны с Александром Лукашенко в попытках противостоять попыткам Запада дестабилизировать ситуацию в стране! — воскликнул президент Кубы.
Он ведь лучше других понимает, что лишь попытки.
Мигель Диас-Канель Бермудес рассказал, что Соединенные Штаты преступно в очередной раз воспользовались ситуацией с коронавирусом, чтобы дестабилизировать ситуацию в его собственной стране, чтобы «посеять хаос».
Я думал, что и он потребует, чтобы страны ЕАЭС в этой сложной ситуации объединились вокруг его страны, потому что иначе всем будет очень плохо.
Но этот человек был настоящим борцом и революционером.
Он сказал, что справится и сам.