Отцы-демократели
О чем говорили участники созванного США глобального саммита
Организованный Вашингтоном «Саммит за демократию», на который были приглашены представители 110 стран и территорий, завершился в пятницу. Хотя цели были весьма благородными — защита прав человека, а также борьба с авторитаризмом и коррупцией, на американские власти обрушилось немало критики. Вопросы вызывал и состав участников, и сам факт того, что саммит был организован Соединенными Штатами. В МИД РФ уличили Вашингтон в стремлении «сколачивать ситуативные коалиции», наделяя их правом «говорить от лица всего мирового сообщества». Между тем власти США итогами саммита остались довольны и намерены развить успех в 2022 году.
У каждого своя демократия
«Саммит за демократию» проходил, учитывая продолжающуюся пандемию COVID-19, в онлайн-режиме. Мероприятие, согласно предварявшему его заявлению Белого дома, было призвано «вдохновить (мировое сообщество.— “Ъ”) принять обязательства и выработать инициативы, связанные с тремя главными темами: защитой от авторитаризма, борьбой с коррупцией, а также продвижением уважения к правам человека». США пригласили на саммит 110 стран и территорий. Среди выступавших были лидеры государств и правительств, министры, бизнесмены, правозащитники и журналисты.
8 декабря состоялся «нулевой» день саммита, который предшествовал официальной части мероприятия. В этот день, например, выступил лауреат Нобелевской премии мира, главный редактор российской «Новой газеты» Дмитрий Муратов. В рамках сессии, которую открывал госсекретарь США Энтони Блинкен, он раскритиковал применение к журналистам статуса иноагентов и призвал сделать так, чтобы убийства сотрудников СМИ «непременно раскрывались». Позднее тема свободы слова и защиты журналистов обсуждалась и в ходе официальной части саммита.
На этом фоне Белый дом анонсировал масштабную «инициативу демократического обновления».
В рамках нее Агентство США по международному развитию (USAID) выделит $30 млн на создание специального фонда по поддержке независимых СМИ и еще суммарно $17,5 млн — на другие меры помощи журналистам по всему миру. В целом же на «инициативу демократического обновления», включающую в себя также поддержку демократических реформ, борьбу с коррупцией, защиту свободных выборов и продвижение «технологий ради демократии», планируется потратить $424,4 млн.
Еще одной ключевой темой для обсуждения на саммите стало влияние пандемии COVID-19 на ситуацию в области демократии. Как отмечается в исследовании правозащитной организации Freedom House, «за последние полтора года авторитарные правительства использовали COVID-19 в качестве предлога для отказа от свободы слова, а также преследований журналистов и пользователей соцсетей, которые отрицательно отзываются о том, как власти справляются с кризисом в области здравоохранения». В виртуальной дискуссии «Укрепление демократической устойчивости: совместное восстановление после COVID-19» Энтони Блинкен признал:
«Чтобы остановить COVID, требуется прозрачность, обмен данными и откровенность с гражданами».
По его словам, «это предполагает подотчетность, ответственное использование государственных ресурсов, признание ошибок, чтобы взять на себя тяжелую работу, а не обвинять других или перекладывать ответственность… И в более широком смысле борьба с COVID требует свободного обмена идеями и решениями». Как следовало из дискуссий, с этом сейчас есть проблемы.
Выступавшие на саммите официальные лица говорили о проблемах, которые сейчас наиболее сильно волнуют их страны.
Так, президент Польши Анджей Дуда рассуждал о белорусском кризисе как об «одном из важнейших вызовов демократического мира», отмечая: «Белорусы и белоруски, 180 тыс. которых нашли работу или убежище в Польше, будут трактоваться нами как братья и желанные гости».
Латвийский президент Эгилс Левитс говорил о гибридных атаках и (тоже, вероятно, имея в виду Белоруссию) об «использовании авторитарными странами мигрантов как оружия в своей борьбе». Молдавский лидер Майя Санду напоминала, что ранее из банковской системы страны был незаконно выведен $1 млрд, и призывала «не позволять коррумпированным чиновникам селиться и жить комфортно в западных демократиях после того, как они ограбили родные страны». Глава правительства Великобритании Борис Джонсон обещал «сделать более прозрачным» процесс приобретения в его стране недвижимости, чтобы ее конечного собственника было легко установить. Премьер Израиля Нафтали Беннет обвинял Иран в экспорте «идеологии коррупции, подавления и тирании» в страны ближневосточного региона. А президент Сербии Александр Вучич говорил о получении членства в ЕС как о ключевой внешнеполитической задаче страны.
«Перед лицом тревожных вызовов»
Открывая официальную часть саммита, президент США Джо Байден признался: «Мысли об этой встрече долго не покидали меня по одной простой причине. Перед лицом непрекращающихся и тревожных вызовов, с которыми сталкивается демократия и универсальные права человека во всем мире, демократии нужны защитники». Президент продолжил, что обсуждение проблем демократии важно как никогда, ведь (по данным правозащитной организации Freedom House) в 2020 году 15-й год подряд происходило «отступление глобальной свободы». Другое исследование, которое упомянул американский президент,— аналитика Международного института демократии и содействия выборам, из которой следует: около половины всех демократических стран за последние десять лет «испытали упадок по крайней мере в одном аспекте демократии».
В разговоре с “Ъ” директор Американского университета в Москве Эдуард Лозанский обратил внимание на то, что в отчете Международного института демократии и содействия выборам США впервые были названы «жертвой авторитарных тенденций». На этом фоне, добавил эксперт, идея Джо Байдена о проведении саммита, на котором он рассказывал о преимуществах демократии перед авторитаризмом, подчеркивая роль США и его лично как лидера демократии в конкуренции с этим самым «авторитаризмом», «выглядела довольно странно».
Саммит подвергся критике по целому ряду причин. В частности, вопросы вызвал субъективный подход к отбору участников.
Например, в списке приглашенных стран не оказалось Венгрии и Турции, у которой с США сейчас не самые простые отношения. Не нашлось на саммите места и для России с Китаем. Послы этих двух стран в США Анатолий Антонов и Цинь Ган в заявлении, опубликованном в журнале The National Interest, окрестили мероприятие «очевидным продуктом менталитета времен холодной войны, который вызовет идеологическую конфронтацию и раскол в мире». Главы дипмиссий также напомнили о разгонах митингов в странах-участницах саммита, «что не очень похоже на свободу». Еще больше вопросов у экспертов и политиков возникло в отношении тех стран, кого Соединенные Штаты пригласили. В списке оказалась, например, Демократическая Республика Конго, которая за последнее время стала одним из ярчайших примеров недееспособного государства.
На этом фоне глава МИД РФ Сергей Лавров выразил возмущение тем, что Вашингтон и его западные партнеры «вне рамок Всемирной организации (ООН.— “Ъ”) и иных универсальных структур сколачивают различные ситуативные коалиции ограниченного состава и самочинно приписывают им право говорить и действовать от имени всего мирового сообщества». «Такой эгоистичный подход не способствует поддержанию взаимного доверия во имя решения многочисленных проблем современности — от международного терроризма и транснациональной преступности до изменения климата и дефицита пресной воды»,— заверил министр в обращении к читателям нового сборника интервью членов Российского совета по международным делам.
В Вашингтоне, впрочем, с такой точкой зрения категорически не согласны и уже дали понять, что речь идет не об одноразовом мероприятии. «Этот саммит — начало работы (с перспективой на будущий год.— “Ъ”) для всех наших стран»,— отметил президент Байден, и добавил, что союзники отныне будут находиться в постоянном контакте по этому вопросу. Ожидается, что следующий саммит состоится в 2022 году, причем в очном формате.