«Начинать нужно с доверия»

Что немецкие политики думают о России

Корреспондент «Д» Фемида Селимова собрала мнения политиков из различных фракций Бундестага о германо-российских отношениях и их перспективах в связи с приходом нового правительства ФРГ.

Социал-демократ Олаф Шольц — новый канцлер Германии. Сейчас Россию волнует, как поведет себя этот хитрец, выстраивая отношения между нашими странами

Фото: Reuters

Доктор Грегор Гизи, депутат Бундестага, внешнеполитический эксперт фракции Левой партии:

— Россия — мировая ядерная держава. Мир и безопасность в Европе никогда не существуют без, а тем более против России. Политику конфронтации и санкций я считаю неправильной. Именно Запад начал войну в Югославии с того, что нарушил международное право. Кроме того, существует постановление Совета Безопасности ООН, согласно которому Косово должно получить высокую автономию, оставаясь при этом частью Сербии. Это тоже было нарушено НАТО. Присоединение Крыма также было нарушением международного права, но оно произошло уже после. Нам нужно базовое доверие между руководством обеих стран. Россия также должна иметь возможность рассчитывать на выполнение контрактов по «Северному потоку-2». Если отойти от политики конфронтации и санкций и вернуться к политике Вилли Брандта «Изменения путем сближения», то можно было бы добиться взаимных жестов гуманитарного и демократического характера. По-другому никак. Поэтому я призываю кардинально изменить отношения с Россией и постепенно сделать их более доверительными.


Робин Вагенер, депутат Бундестага от фракции «Союза 90/Зеленые»:

— Российское правительство все больше позиционирует себя как во внутренней, так и во внешней политике в открытом неприятии ценностей и стандартов, которым мы все привержены в Европе. Это также, к сожалению, ведет к тому, что российско-германские отношения сейчас находятся на историческом минимуме. Хотя федеральное правительство Германии стремилось и продолжает стремиться обеспечить хорошие отношения на политическом и социальном уровнях, список политических проблем растет: продолжающееся насилие на востоке Украины и дестабилизация страны Россией, нападения на критиков режима и криминализация сотрудничества гражданского общества, как в случае с «Мемориалом» (внесен Минюстом в список организаций—иностранных агентов) или отдельными партнерами в «Петербургском диалоге».

Мы хотим хороших, предсказуемых и доверительных отношений и честного диалога, которые соответствуют взаимной доброжелательности наших обществ. При этом наша политика будет и впредь последовательно ориентироваться на укрепление прав человека, демократии и мирного сосуществования в Европе.


Родерих Кизеветтер, депутат Бундестага, внешнеполитический эксперт фракции ХДС/ХСС:

— Германию и Россию объединяет давняя традиция политических, экономических и гражданских связей, традиционно блок ХДС/ХСС выступает за сотрудничество и партнерские отношения с Россией.

Поэтому хотелось бы, чтобы соблюдались Минские соглашения, чтобы Россия принимала всегда открытые возможности диалога, что значительно улучшило бы российско-германские отношения. Однако политика фракции ХДС/ХСС тем и отличается, что мы очень точно признаем реалии и, соответственно, проводим реалистичную внешнюю политику. В реальности Россия систематически нарушает международно-правовые обязательства, тем самым явно демонстрируя обеспокоенность своим неприятием основанного на правилах международного порядка, ценностей ОБСЕ, Парижской хартии, Будапештского меморандума и Совета Европы, а также избирательно интерпретирует понимание своих прав и обязанностей на международном уровне. К сожалению, из коллективного партнера Россия превратилась в системного противника. Поэтому мы, как союзная фракция, должны признать, что диалог между Западом и Россией только на российских условиях невозможен, поскольку он противоречит нашим ценностям и интересам безопасности.

Новое правительство Германии

Фото: Reuters

Российское военное вмешательство в Украине и Грузии, поддержка Александра Лукашенко в Беларуси, отравление оппозиционера Алексея Навального, убийство в Тиргартене, гибридная война, кибератаки в Германии и Европе, а также наращивание российских войск на украинской границе на протяжении нескольких месяцев являются признаками жесткой и агрессивной силовой политики России, которая, как кажется, угрожает европейской архитектуре безопасности. До сих пор нашим единственным средством предотвращения военной эскалации служили жесткие санкции и угроза возможной остановки или отказ в эксплуатации трубопровода NS II до тех пор, пока мы не ощутим, что Россия идет нам навстречу.

Совершенно очевидно, что российская власть до сих пор не признает диалога и исключает сложившиеся и все еще существующие формы обмена мнениями на уровне гражданского общества. Процесс над правозащитной организацией «Мемориал» (внесена Минюстом в список организаций—иностранных агентов), а также систематическое подавление российским руководством правозащитных организаций являются не только явным нарушением Европейской конвенции о правах человека, но, к сожалению, также показывает незаинтересованность в формах диалога на равных.

Поэтому ХДС/ХСС считает, что и в будущем ЕС и НАТО необходимо придерживаться единой и решительной политики для противостояния силовым играм и угрозам со стороны России и бороться за поддержание международного порядка, основанного на правилах. Только будучи сплоченными, мы станем надежной сдерживающей силой. Поэтому было бы крайне необходимо найти решение в отношении «Северного потока 2», которое, в частности, созвучно представлениям наших партнеров в ЕС и НАТО. Особый немецкий путь (политика Берлина в отношении Москвы.— «Д») в долгосрочной перспективе как не мог быть в наших интересах, так и не привел бы к улучшению отношений. Однако при этом ХДС/ХСС осознает, что в свете проблемы изменения климата нам нужны новые формы взаимодействия с Россией. И поэтому будет стремиться к новым возможностям сотрудничества с Россией в будущем в области защиты климата и по других темам. Опять-таки это должно быть согласовано с нашими партнерами в ЕС и НАТО.


Граф Александр Ламбсдорф, депутат Бундестага, заместитель председателя фракции «Свободных демократов»:

— Вряд ли какая-либо другая страна имеет более тесные исторические и экономические отношения с Россией, чем Германия. Нынешняя напряженность в отношениях не должна приводить к молчанию между Берлином, Брюсселем и Москвой. Напротив, нам нужно больше прозрачности, больше переговоров и больше сотрудничества, где это возможно. Например, в ОБСЕ и, если Россия будет к тому готова, снова в Совете Россия—НАТО. С точки зрения свободных демократов это означает, что не должно быть никаких уступок за счет прав человека и гражданина. С вторжением в Восточную Украину и незаконной аннексией Крыма Москва серьезно нарушила европейский миропорядок. Кроме того, Россия продолжает оказывать давление на своих соседей. Для нас очевидно, что ключ к улучшению двусторонних отношений, миру на Украине, в Грузии и Молдове, а также к снятию санкций находится в Москве. В то же время Россия является не только важным соседом Европейского союза, но и важным игроком на мировой политической арене, с которым Германия должна сотрудничать. Например, в части ядерного соглашения с Ираном, а также по вопросам защиты климата или политики здравоохранения. Во времена, когда отношения на правительственном уровне напряжены, мы хотим укрепить гражданское общество и ввести безвизовый режим, особенно для молодых людей.


Дирк Визе, заместитель председателя фракции СДПГ в Бундестаге:

— Благодаря коалиционному соглашению нового правительства в составе СДПГ, «Зеленых» и СвДП обозначен четкий курс будущих отношений с Россией в тесной координации с нашими европейскими партнерами. Россия была и остается для нас важным игроком в международных отношениях. Поэтому для меня важны стабильные отношения, которые всегда требуют открытого общения. В перспективе следует обеспечить более тесное сотрудничество в решении глобальных проблем, таких как изменение климата и потенциал возобновляемых источников энергии, а также в области здравоохранения, поскольку эти проблемы могут быть решены только сообща. Однако при этом не должны замалчиваться имеющиеся значительные сложности в наших двусторонних отношениях. В частности, это касается продолжающихся нападок на гражданское общество. Также вызывает беспокойство концентрация войск на западной границе России. В качестве положительного аспекта я хотел бы подчеркнуть, что в рамках своей коалиции мы договорились разрешить безвизовые поездки для определенных групп населения — молодых людей до 25 лет, чтобы упростить общение между нашими двумя странами и сделать молодежь обеих стран связующим звеном между нами.


Тино Хрупалла, депутат Бундестага, сопредседатель фракции партии «Альтернатива для Германии»:

— Политика правительства Меркель в отношении России ознаменовала собой низшую точку в российско-германских отношениях. Внешняя политика Германии руководствовалась не прагматизмом и немецкими интересами, а идеологией и вмешательством во внутренние дела. В деле Навального федеральное правительство не приняло во внимание решение российской судебной системы и открыто поставило под сомнение верховенство российского законодательства. Вместо того чтобы выступать за деэскалацию в Совете министров иностранных дел ЕС, немецкое правительство стало движущей силой новых санкций, которые наносят ущерб России так же, как и Германии. На немецкий экспорт и инвестиции в Россию в значительной степени влияет режим санкций. Их последствия особенно ощутимы в Восточной Германии и Саксонии. После того как Анналена Бербок от «Зеленых» стала федеральным министром иностранных дел, даже разрешение на эксплуатацию балтийского трубопровода «Северный поток-2» оказалось под угрозой.

Записала Фемида Селимова

Вся лента