Сенат вернет Госдуму к дистанционному обучению
Минпросвещения раскритиковали за неудачную правку законопроекта
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что сенат отклонит принятые Госдумой несколько дней назад поправки к закону «Об образовании» и вернет на доработку. Речь идет о законопроекте, обязывающем школы и колледжи организовывать онлайн-обучение только с использованием верифицированных государственных платформ. Госпожа Матвиенко пояснила, что ко второму чтению в документе были «вычеркнуты слова, которые концептуально поменяли закон», назвав действия представителей Министерства просвещения «мышиной возней». В Минпросвещения не смогли оперативно прокомментировать претензии сенаторов.
Совет федерации намерен 15 декабря отклонить поправки к закону «Об образовании», которые на минувшей неделе приняла Госдума. Об этом сообщила спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. По ее словам, при подготовке законопроекта ко второму чтению были «вычеркнуты слова, которые концептуально поменяли закон». Госпожа Матвиенко, обращаясь к заместителю главы Минпросвещения Андрею Корнееву в ходе совещания с заместителями руководителей министерств, заявила (цитата по ТАСС): «Я считаю, что это ваша ошибка. Мы не можем согласиться с тем, что сделало Минпросвещения. Так не делается. Это, знаете, когда под столом начинается мышиная возня, она все равно вылезает рано или поздно, это не к лицу министерству таким стилем пользоваться». Спикер попросила господина Корнеева при возникновении правок прорабатывать их с профильными комитетами Госдумы и Совета федерации.
Законопроект, о котором идет речь, внесен в Госдуму в апреле этого года депутатами из комитета по образованию Госдумы (сейчас разделен на два комитета) Любовью Духаниной и Вячеславом Никоновым, а также сенаторами Виктором Крессом и Лилией Гумеровой. В пояснительной записке говорилось, что документ наделяет органы госвласти регионов, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочиями организовывать профессиональное обучение по программам профподготовки рабочих и служащих.
Однако ко второму чтению законопроект пополнился рядом поправок, которые касались темы дистанционного обучения. В частности, вводилась обязанность использовать при обучении в школах и колледжах верифицированные онлайн-платформы, учебники и электронные образовательные ресурсы, входящие в специальный федеральный перечень. Право устанавливать список таких ресурсов, а также порядок формирования перечня предлагалось закрепить за Минпросвещения РФ. Из поправок следовало, что электронные образовательные ресурсы будут включаться в перечень по результатам экспертизы учебно-методических материалов, полномочия на проведение которой также предлагалось дать Минпросвещения. В таком виде документ был принят 8 декабря Госдумой в третьем чтении.
По словам собеседника “Ъ”, принимавшего участие в обсуждении этих поправок, инициатива по их внесению исходила от образовательного ведомства. Дело в том, что подготовить предложения, предусматривающие, что с 2023 года дистанционное обучение в школах и учреждениях СПО будет проводиться исключительно с помощью «государственных информационных систем (ресурсов)», поручал правительству президент РФ Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета в августе 2021 года.
Впрочем, как выяснил “Ъ”, претензии сенаторов связаны совсем не с тем, что законопроект ко второму чтению был концептуально изменен.
Конфликт возник из-за поправки, которая предлагает из ч. 3 ст. 16 закона «Об образовании» убрать слово «исключительно». Речь в этой норме идет о «реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения».
По мнению главы комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, предложенная поправка позволяет двойное толкование вводимого порядка. Так, одни граждане могут подумать, что в стране вводится обязательное дистанционное обучение, а другие — что в вузах нельзя обучать по программам с использованием электронных средств. «У нас даже был мозговой штурм с юристами,— рассказала госпожа Гумерова “Ъ”.— Тема эта очень чувствительная, поэтому мы как законодатели должны быть точны в формулировках. Мы понимаем, что это техническая ошибка, но тем не менее мы его отклоним (15 декабря.— “Ъ”), коллеги уберут ошибки. И мы до конца года примем этот закон».
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Михаил Берулава заявил “Ъ”, что не в курсе, о чем именно идет речь, а другой первый заместитель — Алена Аршинова — посоветовала обратиться к главе комитета Ольге Казаковой. Однако та не ответила на звонки “Ъ”. В Минпросвещения также не смогли оперативно прокомментировать претензии сенаторов.
Это не первый раз, когда Валентина Матвиенко публично критикует Минпросвещения. В январе спикер Совета федерации отчитала главу ведомства Сергея Кравцова за «системное» непонимание целей образовательного нацпроекта и «чрезмерную увлеченность» международным опытом (см. “Ъ” от 28 января). Тогда министр ответил на критику сдержанно, объяснив примеры из международной повестки нежеланием «совершить ошибку».