Стартап упакует в водоросли
Почему съедобная разработка вызвала споры у экологов
Инвесторы заинтересовались упаковкой, которую не нужно утилизировать. Пакетики для кофе из морских водорослей принесли британскому стартапу миллионы долларов. По задумке, пакетики растворятся в кипятке, а привкуса водорослей при этом не останется. Разработку уже опробовали на Лондонском марафоне в виде съедобных капсул с водой. А на днях стартап Notpla собрал $13 млн на массовое производство биоразлагаемых сосудов для напитков. Когда такие разработки появятся на полках магазинов? И почему экологи сомневаются в их безопасности? Расскажет Владислав Викторов.
Первые прототипы упаковки из водорослей стартап Notpla представил еще в 2017-м. Тогда это был сосуд из материала с двумя слоями: верхний снимался, а нижний можно было съесть. Сначала туда наливали воду, затем адаптировали технологию для кофе (запаха водорослей при этом потребитель не чувствует). А кроме напитков разработку планируют использовать для упаковки макарон и в виде капсул с гелем для стирки.
Ранее альтернативы пластику уже создавали, например из рыбьей чешуи и косточки авокадо. В будущем они станут незаменимы в производстве предметов, которые нельзя сдать в переработку, объясняет старший аналитик центра стратегического прогнозирования Газпромбанка Нина Адамова. Но, по ее словам, состав таких материалов часто вызывает вопросы: «Из биоразлагаемого пластика лучше производить упаковку продуктов, которые потом превратятся в органические отходы. Однако полностью биоразлагаемых пластиков нет. Они, как правило, содержат 20-25% полипропилена и полиэтилена. Например, как композитные крахмальные пластики. Крахмальная часть, действительно, разложится, а часть из полиэтилена или пропилена так и останется».
Как заявляют в Notpla, массово производить их съедобную упаковку будет дешевле чем пластик. Но и ритейлеры уверены, что с внедрением технологии возникнут проблемы. Первая — транспортировка: неизвестно, будет ли такая тара защищать продукт от внешней среды также надежно, как картон или стекло. И вообще, как долго она пролежит на полке, прежде чем начнет гнить. Свойства продукта тоже вряд ли останутся прежними, отмечает гендиректор агентства Infoline Иван Федяков.
По его словам, сейчас бизнесу выгоднее сжигать все отходы в операционных расходах, так как траты на это составляют меньше 1%: «Подобные решения всегда дороже.
Далеко не все потребители готовы переплачивать за упаковку. Очень многое зависит от промышленных масштабов.
Если речь идет о каких-то пилотных партиях, то такая упаковка может стоить больше самого товара. Все будет решать тарифное регулирование и желание потребителей. Если покупатель захочет, то поставщику придется пойти на его условия».
При этом польза для экологии тоже сомнительна. Во-первых, даже биоразлагаемую упаковку надо где-то производить, а это снова вредные выбросы. К тому же, если покупатели не будут съедать упаковку, она окажется на свалке, а органические отходы тоже сложно назвать абсолютно безвредными, отмечает независимый эксперт по экологичной упаковке Алина Лихачевская. По ее словам, куда реалистичнее и выгоднее перейти на многоразовую тару: «Если мы говорим о той упаковке, которую можно съесть, в идеале, конечно, ее нужно будет съесть. Но мы даже корочки от пиццы не всегда доедаем, и, если это изделие не будет съедено, оно станет источником парниковых газов. На удивление, тот же самый нами так нелюбимый пластик, намного более инертен — он просто лежит мертвым грузом.
В идеале альтернатива — это многоразовая упаковка, которая может прослужить много циклов.
Пример — стеклянные бутылки, их было принято сдавать на повторное использование».
Тем не менее интерес инвесторов к таким разработкам будет только расти, прогнозируют эксперты. По данным London & Partners, с начала 2021 года компании в области борьбы с изменениями климата привлекли $32 млрд — это почти в пять раз больше, чем в 2016-м. Такие вложения, хоть и не скоро, но в итоге окупятся, объясняет управляющий партнер финтех-компании DTI Algorithmic Александр Бутманов: «На долгосрочную перспективу impact-повестка именно с точки зрения доходности проигрывает классическим табачным компаниям, компаниям ВПК. Но это инвесторов не смущает, и примерно 15% общих инвестиций, так или иначе, оглядываются на повестку «зеленой» или impact-экономики. Единственный риск — если глобально изменятся стоимость денег и повестка. Средняя окупаемость — где-то 8% годовых для фонда, который инвестирует только в "зеленую" повестку. При этом средний private equity-фонд окупается с доходностью в 12-15% годовых. Поэтому окупаемость примерно».
В России придумали еще один способ сократить объем выбрасываемой еды — с помощью обработки продуктов ионизированным газом. По задумке, технология в тысячу раз снизит число опасных микроорганизмов и продлит срок годности товара минимум на 30%.