Kodland программируют на плагиат
Какие претензии возникли у «Алгоритмики» к основателю платформы
Школа программирования «Алгоритмика» обвинила бывшего франчайзи-партнера в плагиате. По мнению руководства компании, предприниматель Александр Носулич, открывший школы в трех регионах страны, украл у них концепцию бизнеса. Дело в том, что параллельно с этим он создал практически аналогичный проект Kodland. Причем сделал это втайне от своих партнеров. Как часто в российском бизнесе происходят такие ситуации? И кто здесь прав? Разбирался Григорий Колганов.
Сначала Александр Носулич казался для руководства «Алгоритмики» идеальным партнером. Он открыл школы программирования в трех городах России, причем во всех случаях расширение франшизы оказалось успешным. Молодому бизнесмену помогали, делились с ним большинством наработок, пока спустя полтора года не выяснили, что он запустил похожий проект под названием Kodland.
На первых порах у компании Носулича с «Алгоритмикой» совпадали даже линейки курсов и тексты оферты. По крайней мере, так считают основатели онлайн-школы. Впрочем, их случай для российского бизнеса далеко не уникальный, считает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин:
«Такое не очень часто, но происходит. Раньше было чаще. Ноу-хау на то и есть ноу-хау, чтобы его владелец принимал меры, которые обеспечивают невозможность передачи и копирования, по крайней мере быстрого. Было это защищено каким-то образом или нет, тут надо отдельно смотреть, потому что, к сожалению, малый и средний бизнес не очень серьезно относится к теме охраны интеллектуальной собственности и, соответственно, резко снижает по этой причине свою капитализацию во многих случаях».
Теперь руководители «Алгоритмики» обвиняют Носулича в плагиате и собираются подать на него в суд. Сам основатель Kodland комментировать ситуацию не хочет.
Но гораздо красноречивее говорят его интервью начала года. В них он давал советы начинающим бизнесменам и рассуждал о том, что любая ложь про стартап рано или поздно откроется инвесторам. Так что вряд ли Носулич считает, что незаконно позаимствовал чужие идеи.
Впрочем, в «Алгоритмике» утверждают, что факты, которые компания собирала больше года, говорят в их пользу. Но даже это не означает, что истец подошел к суду во всеоружии, отмечает председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» Владимир Фокин:
«На этапе доказывания плагиата суд принимает во внимание факты, подтверждающие авторство. Например, если вы создавали сайт и утверждаете, что являетесь автором, у вас должны быть наброски, тексты, следы разговоров и переписки с дизайнерами. Суд будет требовать именно эти бумажки. Если этого нет, компании будет очень сложно что-то доказать. Кроме того, есть такое понятие, как сходство до степени смешения. Многое бывает похожим, но когда одни и те же фразы, запятые, расположение, то это не схожесть, а копирование».
Доказать в суде, что скопированный бизнес — плагиат, сложно, признают юристы. Они отмечают, что есть разница между кражей концепции и ее конкретной реализацией. Только второе может быть основанием для уголовного преследования. Но многие предприниматели этого не понимают, говорит партнер TM Defence Олег Жуков:
«Самая по себе идея не охраняется. Пытались выходить из таких ситуаций, прописывая в трудовом договоре, что данный топ-менеджер обязуется в течение пяти лет не заниматься тем же, предусматривая в противном случае штрафные санкции. Как раз такие договоры составляют среди партнеров, акционеров. Если сотрудники просто уходят, создают свою компанию и делают то же, что на прошлом месте работы, к сожалению, за это никакого наказания нет».
Есть и другая проблема: зачастую процессы в делах о плагиате затягиваются. На суды у большинства компаний нет ни времени, ни денег. Особенно у представителей fashion-индустрии. Ведь пока будут идти разбирательства, тренды в мире моды успеют не раз поменяться. Следовательно, актуальность потеряет и сам спор.