«От буфета — до выполнения показателей государственного задания по количеству зрителей, доходам и премьерам»

Интервью

Работу директора часто связывают с бюрократией. Директор БДТ Татьяна Архипова свою задачу видит в создании условий, максимально благоприятствующих творческому процессу. Как спонсорский проект «Росатома» превратился в научно-художественное партнерство, чем помогает театру совет попечителей и сколько стоит выпуск одного спектакля, она рассказала корреспонденту BG Галине Столяровой.

Фото: БДТ / Людмила Бурченкова

BUSINESS GUIDE: Театр вновь принимает зрителей после полугодового ремонта. Чем была вызвана его необходимость?

ТАТЬЯНА АРХИПОВА: Ремонт был начат еще в 2019-м, это для зрителей БДТ закрылся на полгода для проведения сложной фазы работ под сценой. Этот ремонт нужен, чтобы исправить ошибки масштабной реконструкции 2011–2014 годов, которая для театра обернулась многочисленными проблемами, угрожающими зданию и оборудованию, протечками подвала и крыши, судебными разбирательствами с подрядчиками. В ноябре историческое здание БДТ открылось для зрителей, но работы еще идут. Все завершится только к 2023 году: строителям непросто работать в условиях, когда театр открыт для зрителя, нон-стоп идут спектакли и репетиции.

BG: Как формируется ваш бюджет: сколько театр получает от государства и зарабатывает сам?

Т. А.: Совокупный бюджет на сезон — около 700 млн рублей. В допандемийные годы половину мы зарабатывали сами, и это очень хороший показатель. Но если говорить о нынешнем времени, то наши доходы сократились вдвое.

BG: Сколько в среднем стоит производство спектакля?

Т. А.: Вилка — от 2,5 до 35 млн рублей. Можно поставить спектакль и за полмиллиона, но такие случаи редкость.

BG: Около года назад у БДТ появился совет попечителей. Кто в него входит и на чем сейчас сфокусирована его деятельность?

Т. А.: В составе совета — представители госвласти, главы крупных корпораций, выдающиеся деятели искусства. Также создан фонд «Друзья БДТ», который аккумулирует финансовую помощь спонсоров и благотворителей театру. Речь идет о поддержке искусства, и в этом контексте очень важно личное взаимодействие творцов и попечителей. Это не сухая бизнес-модель, не только рациональное принятие решений, но и эмоции, связанные с отношением членов совета к БДТ как к символу и актуальному творческому процессу, во главе которого Андрей Могучий, чья художественная политика совету близка.

Поддержка совета касается прежде всего выпуска новых спектаклей, фестивальной программы и самых разных творческих проектов БДТ. Например, при поддержке генерального партнера театра госкорпорации «Росатом» создан art & science проект «Лаборатория № 3», который должен стать базой для объединения научного потенциала «Росатома» и творческих экспериментов профессионалов театра. Это не единственное, в чем «Росатом» принял участие не просто финансово, но и идейно. В 2020 году были реализованы два художественных проекта Андрея Могучего — большой интернет-портал www.bdtdigital.ru и виртуальный интеллектуальный клуб «Физики. Лирики».

BG: Художники получат доступ в исследовательские лаборатории «Росатома»?

Т. А.: По замыслу Андрея Могучего, художники будут работать над проектами-прототипами, а их консультантами выступят ученые «Росатома», которые поделятся некоторыми результатами своих инновационных разработок. Это очень вдохновляющая история и для художников, и для ученых.

BG: Как бы вы описали ДНК Большого драматического театра? Как его сохранить и что для этого может сделать директор?

Т. А.: БДТ неотделим от образа Петербурга, это один из символов города и его гордость. Это театр, который практически с момента своего создания находился в авангарде творческого процесса. Первый художественный руководитель театра, Александр Блок, обладал ультрасовременным видением; новатором был и Георгий Товстоногов, сформировавший целое художественное движение под названием БДТ; сегодняшний день театра связан с именем Андрея Могучего, с которым БДТ находится на пике художественного процесса. Он определяет ДНК театра. У Андрея Могучего характер исследователя, первооткрывателя, он создает пространство художественного поиска. У него не бывает незначительных деталей, для него весь театр без исключения — это художественный манифест. Нам бывает непросто, но это моменты особой ценности: Андрей Анатольевич умеет бросить управленческий вызов так, чтобы получить от команды максимальный результат.

Моя основная задача как директора театра — обеспечить свободу творчества, сделать так, чтобы финансовые, технические, бюрократические рамки и ограничения не были помехой для появления настоящего искусства, не тормозили и не сковывали творческую мысль. Мы в некотором роде создаем заповедник для творчества. В рамках утвержденного бюджета.

Многие думают, что директор в театре — это про бюджет, фандрайзинг и юридические вопросы. Профессионалы знают, что это еще про подбор крепкой команды единомышленников, которая собралась в БДТ очень сильная, и настройку всех рабочих алгоритмов, которые должны работать как часы. А еще директор — это про все вопросы: от буфета и врача (поверьте, в театре это очень важные аспекты жизни, что для нас было особенно значимо в пандемию) до выполнения показателей государственного задания по количеству принятых зрителей, доходам и выпущенным премьерам.

BG: Охарактеризуйте сегодняшнюю аудиторию театра. Какая она? В каком направлении вы ее расширяете и какие инструменты для этого используете?

Т. А.: У БДТ как у государственного театра есть определенные обязательства: мы должны работать с широкой аудиторией. Наш зритель — это прежде всего человек, готовый размышлять, задавать вопросы, задумываться о будущем. Кстати, по наблюдениям моих европейских коллег, сегодня в сравнении со многими театрами Европы в России в целом довольно молодой зритель. С этого сезона благодаря правительственной программе «Пушкинская карта» таких зрителей стало еще больше. Например, недавно на спектакль «Гроза» треть зрителей купили билеты по этой карте.

В эпоху коронавируса театр — особое «живое» переживание. И, может быть, сейчас еще более важное для многих.

BG: Какие инструменты фандрайзинга сегодня наиболее эффективны для театра в России, на ваш взгляд?

Т. А.: Хороший попечительский совет — самый эффективный инструмент. Влиятельные люди, любящие театр, оказывают ему самую надежную и значимую поддержку. В России, в отличие от западных стран, пока не прижилась история с клубами и обществами друзей театров, которая строится на системе небольших взносов, поступающий от довольно широкого круга людей.

В нашей стране деятельность клубов друзей чаще строилась на том, что они предлагали свои потенциальным участникам своего рода сделки, например, скидки в обмен на взнос. Но речь должна идти о другом: клубы друзей должны не скидки предоставлять, а давать возможность более глубокого участия в жизни театра, более личного соприкосновения с ним. И в России пока не сформировался достаточно широкий круг людей, у которых есть потребность в такой сопричастности театру, вовлеченности в его жизнь. Такие традиции и такая культура выращиваются и поддерживаются, как английский газон, это требует времени.

BG: Важно ли для БДТ поддерживать доступные цены для зрителей? Сколько стоят самые недорогие билеты в театр?

Т. А.: Очень важно. Понятно, что круг зрителей БДТ широк, но у нашего театра есть четко сформированная за годы аудитория, и мы заботимся, чтобы ей билеты в БДТ были по карману. Диапазон цен — от 300 до 10 тыс. рублей. Даже на самые дорогие постановки всегда есть сегмент недорогих билетов благодаря гибкой тарифной сетке. Кроме того, мы участвуем в проекте «Пушкинская карта», и у нас есть большая программа лояльности «БДТ — студентам», в которую входит, например, организация для них специальных предпремьерных показов, все билеты на которые стоят 150 рублей.

Не секрет, что на многие постановки в БДТ не достать билеты, поэтому мы всегда заранее в соцсетях анонсируем старт продаж, чтобы зрители могли подготовиться и успеть купить билеты.

Вся лента