QR-коды подводят под референдум
Саратовские коммунисты заявили о подготовке плебисцита об ограничениях для не привитых от коронавируса
Саратовские коммунисты намерены инициировать общероссийский референдум по вопросу внедрения системы QR-кодов. Они намерены задать россиянам вопрос, согласны ли те «с инициативой правительства о введении ограничительных мер в отношении граждан, не привитых от новой коронавирусной инфекции». Эксперт отмечает, что провести референдум по действующим правилам практически невозможно, но сама идея позволит инициаторам нарастить рейтинг.
Как сообщил «Ъ» депутат Саратовской облдумы от КПРФ Николай Бондаренко, 12 декабря прошло собрание региональной подгруппы, участники которого единогласно проголосовали за предложение вынести на всероссийский референдум вопрос: «Согласны ли вы с инициативой правительства о введении ограничительных мер в отношении граждан, не привитых от новой коронавирусной инфекции?» По словам господина Бондаренко, формулировку вопроса уточняли у юристов, чтобы у Центризбиркома не было оснований отклонить ее. В создании инициативной подгруппы по организации референдума должно участвовать не менее 100 человек, на собрании их было 117, наличие кворума зафиксировано нотариально, отмечает коммунист.
По его словам, на мероприятии также присутствовали четверо представителей регионального избиркома, куда документы инициативной группы будут переданы сразу же после оформления.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Юрий Синельщиков (КПРФ) подтвердил, что некоторые партийные организации выступили с предложением вынести законы о QR-кодах на плебисцит. На федеральном уровне такого решения партия не принимала, но возражений против инициативы не имеет — впрочем, сам господин Синельщиков перспективной ее не считает, в том числе и из-за сложности процедуры организации плебисцита.
Для этого недостаточно создать региональную инициативную подгруппу и провести собрание с уведомлением местного избиркома. Собрание утверждает вопросы, предлагаемые на референдум, и передает в избирком ходатайство о регистрации. Формулировки вопросов избирком направляет в ЦИК, где в течение десяти дней должны дать заключение о том, соответствуют ли вопросы российскому законодательству. На основании этого заключения региональный избирком в течение 15 дней с момента подачи документов регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации. Если подгруппа регистрируется, аналогичные организации граждан должны быть созданы более чем в половине российских регионов в течение двух месяцев. После этого региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение десяти дней ЦИК принимает решение, и инициаторы референдума получают возможность собирать подписи в поддержку плебисцита (не менее 2 млн, но не более 50 тыс. в одном регионе). При такой сложности процедуры неудивительно, что даже по поправкам к Конституции, принятым в прошлом году, проводили не референдум, а «общероссийское голосование» с сильно упрощенным регламентом.
КПРФ за последние десятилетия несколько раз пыталась инициировать референдум, каждый раз неудачно.
Так, в 2005 году ЦИК отказал коммунистам в санкции на референдум по 15 из 17 предложенных ими вопросов, касавшихся в том числе отмены закона о монетизации льгот. В 2018 году КПРФ создала инициативную подгруппу по проведению референдума о пенсионной реформе, однако так и не смогла завершить процесс ее регистрации: в регионах оперативно учредились множество подгрупп со сходными вопросами, в итоге ни одной из них не удалось получить поддержку более чем в 50% субъектов федерации.
Процедура назначения и проведения референдума в нашей стране действительно дело неподъемное, говорит политолог Екатерина Курбангалеева, и самарские коммунисты, по ее мнению, это понимают, но в данном случае движение имеет большее значение, чем конечная цель: трудно найти более резонансную тему, на которой было бы легко нарастить рейтинг и аккумулировать общественные силы.