Глобальной торговле не хватает предложения
Спрос на товары восстанавливается после пандемии
По прогнозу Всемирной торговой организации, объем глобальной торговли в этом году вырастет на 10,8%, что почти вдвое превысит ожидаемый рост глобального ВВП. По итогам второго квартала увеличение оборота уже составило рекордные 22%. Однако резкое повышение спроса после проседания во время пандемии вызвало не только рост цен, но и проблемы с поставками. Российские производители несырьевой неэнергетической продукции тем не менее с начала года смогли увеличить продажи за рубеж на 45%, в итоге доля такой продукции в общей структуре экспорта РФ достигла 41%. Московские же компании в этом году увеличили поставки на 32%.
Восстановительный рост
В прошлом году на 3,6% сократилась глобальная экономика, также на 5,3% уменьшился объем мировой торговли — об этом свидетельствуют данные Всемирной торговой организации (в 2019 году прирост также был крайне слабым, составив всего 0,2%). Спад оказался не таким резким, как в 2009 году, когда на фоне финансового кризиса оборот в физических объемах упал на 12,6% при снижении мирового ВВП на 2%. Однако в денежном выражении падение в прошлом году было более выраженным — например, суммарная стоимость экспорта сократилась на 8%, до $17,58 трлн. В экспорте услуг на фоне ограничений на передвижение между странами произошло еще более резкое сокращение — на 20%, до $4,91 трлн.
В этом году, напротив, объем мировой торговли уже вырос на 10,8%, при этом увеличение глобального ВВП может составить только 5,1%. Эксперты ВТО отмечают, что такая динамика сохранится и дальше. Так, в 2022 году ожидается, что прирост мировой торговли составит 4,7% при росте ВВП на 4,1%. В первом квартале этого года объем мировой торговли в годовом выражении уже увеличился на 4,3%, а к предыдущему кварталу — на 2,1%. Наиболее сильный прирост произошел по итогам второго квартала — плюс 22% год к году, но такая динамика объясняется в первую очередь низкой базой прошлого года, когда торговля сократилась на 15,5%. Уже в третьем квартале годовой прирост может замедлиться до 10,9%, а в четвертом — до 6,6%.
Среди регионов самый сильный рост экспорта в этом году ожидается в странах Азии — на 14,4%, далее следует Европа, где поставки могут вырасти на 9,7%. Что касается импорта, то тут эксперты прогнозируют следующую динамику: в Северной Америке объем может увеличиться на 12,6%, в Латинской — на 19,9%, в странах СНГ — на 13,8%, в Африке — на 11,3%, в Азии — на 10,9%. В Европе увеличение ввоза в этом году может составить 9,1%.
Столь резкий рост импорта на фоне снятия коронавирусных ограничений привел к повышению цен на многие сырьевые товары, а также на комплектующие — по многим из них на мировом рынке сформировался дефицит. Это, в свою очередь, привело к повышению цен производителей, а в итоге и к увеличению потребительской инфляции в большинстве стран.
Всего, по оценке ВТО, поставки комплектующих во втором квартале 2021 года выросли на 47% после спада на 16% за год до этого, в том числе поставки комплектующих для транспортной отрасли — на 69%. Именно на автопром пришлось и самое значительное проседание продаж в 2020 году, что привело к нарушению цепочек поставок.
Особенно сложной оказалась ситуация с поставками чипов, что затронуло производителей техники и вынудило автогигантов приостановить производство на несколько недель и перевести сотрудников на сокращенный рабочий день. Например, в середине 2021 года германский автоконцерн Daimler сообщал о переводе 18,5 тыс. работников двух своих предприятий на неполный рабочий день в связи с перебоями в поставках по всему миру важных электронных компонентов, в том числе микросхем. Изменения рабочего графика коснулись большей части персонала заводов Mercedes-Benz в Раштатте и Бремене.
По оценке главы IBM Джеймса Уайтхерста, нехватка микросхем будет ощущаться в мире еще два года — это время потребуется для того, чтобы появилось достаточно дополнительных мощностей для производства чипов. Глобальный дефицит микросхем связан с резко возросшим спросом в условиях пандемии на бытовую электронику, прежде всего телевизоры, телефоны и игровые приставки, а также с увеличением спроса на автомобили. Теперь компании активно инвестируют в развитие новых производств — к примеру, Bosch уже объявила, что намерена в следующем году инвестировать порядка $400 млн в производство микросхем.
Несырьевой экспорт идет на обгон
Восстановление спроса повлияло и на экспорт российской продукции: в этом году он растет двузначными темпами. За восемь месяцев этого года поставки за рубеж увеличились на 41,7% к предыдущему году, составив $299 млрд. При этом увеличивается доля несырьевого неэнергетического экспорта: в этом году на него приходится 41% поставок, тогда как в 2018-м эта доля составляла 33%.
По итогам восьми месяцев поставки несырьевых неэнергетических товаров выросли на 45% к аналогичному периоду прошлого года и составили рекордные за этот срок $121,1 млрд, следует из данных Федеральной таможенной службы (в текущих ценах — показатель рассчитывается без учета золота). В прошлом году общий объем составил $140,5 млрд, при этом в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» заложена цель по увеличению несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) к 2030 году не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом. Плановое значение на этот год составляет $152,1 млрд.
Рост показателя объясняется и повышением мировых цен, особенно сильным по металлам, масложировой продукции, древесине, удобрениям и нефтехимии, а также восстановлением спроса на продукцию машиностроения и потребительские товары. В результате в денежном выражении заметно выросли поставки алюминия, стали, пиломатериалов и меди, а также подсолнечного масла и пшеницы.
В отраслевом разрезе наибольшая доля ННЭ приходится на продукцию металлургической промышленности (35,7%). Ее поставки год к году за первые восемь месяцев увеличились на 67,3% — до $43,3 млрд. Вторая по величине категория поставок — это продукция химической промышленности (16,0%, $19,4 млрд): поставки таких товаров за год выросли на 43,7%, в том числе увеличились поставки химических веществ на 28% (до $6 млрд), удобрений — на 50% (до $6,7 млрд), пластмассы — на 67,3% (до $4 млрд), каучука и резиновых изделий — на 41% (до $2,3 млрд).
На машиностроение приходится 17,8% несырьевого экспорта ($21,6 млрд). За год этот показатель вырос на 41%. В том числе поставки автотехники увеличились на 14,5% (до $2,4 млрд), электрических устройств и аппаратуры связи — на 36,7% (до $3,23 млрд), отраслевого и универсального оборудования — на 18,4% (до $2,5 млрд), оптики, приборов и медицинской техники — на 12,1% (до $864 млн).
Последняя крупная категория — это продукция агропромышленного комплекса, на поставки которого приходится 17,4% ННЭ всей страны ($21,1 млрд). За восемь месяцев этого года экспорт такой продукции вырос на 21,8%. При этом к самым крупным позициям относятся: зерно ($6,6 млрд, прирост на 24%), масложировая продукция ($4,1 млрд, +48,9%), рыба и морепродукты ($2,9 млрд, +7,4%), продукция пищевой и перерабатывающей промышленности ($3,6 млрд, +11%).
Еще 2,0% экспорта пришлось на прочие товары, включая экспорт текстиля, одежды и обуви ($2,5 млрд, прирост на 19,8%). На фармацевтическую и косметическую отрасль приходится 1,9% несырьевого неэнергетического экспорта России. Впрочем, по итогам восьми месяцев в этой категории объем поставок удвоился и составил $2,3 млрд.
Москва наращивает поставки
Москва является лидером среди российских регионов по объему несырьевого неэнергетического экспорта: в январе—августе 2021 года на долю столицы пришлось 16,6% таких поставок.
«Москва отправляет за рубеж самую разнообразную продукцию: от конфет до кабелей и микрочипов. В городе работают свыше 3 тыс. предприятий, которые непрерывно наращивают производство. Так, за последние десять лет доля обрабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта выросла почти на три процентных пункта — сейчас на нее приходится 15,7% от ВРП города. За последние пять лет промышленное производство в обрабатывающих отраслях выросло на 26,3%, появилось порядка 500 новых промышленных предприятий»,— отметил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Он добавил, что промышленники также являются одними из крупнейших налогоплательщиков: за восемь месяцев 2021 года они перечислили в бюджет налоговых отчислений почти на 93 млрд руб., что на 2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Рост производства и развитие технологий для выпуска инновационной продукции позволяют столичным промышленникам успешно конкурировать с иностранными поставщиками. Для успешного выхода на мировые рынки столичные власти реализуют целый ряд финансовых и нефинансовых мер помощи. Финансовые меры включают в себя гранты, субсидии и различные льготы, а нефинансовые — комплекс услуг по предоставлению аналитической и маркетинговой поддержки. Так, в этом году Центр поддержки и развития экспорта «Моспром» провел 13 бизнес-миссий для 90 московских производственных компаний, также было организовано участие 37 экспортеров в десяти международных выставках.
Так, по данным ФТС, за последние два года несырьевой неэнергетический экспорт Москвы вырос на треть — с $15,8 млрд за восемь месяцев 2019 года до $20,1 млрд за январь—август 2021 года (в текущих ценах). При этом объем поставок рос даже в пандемию.
Основной прирост пришелся на экспорт промышленной продукции — по итогам восьми месяцев этого года на него приходится $17,8 млрд, экспорт АПК составляет почти $2,4 млрд. Так, промышленный экспорт вырос по отношению к аналогичному периоду в 2020 году на 36%, а агропромышленный экспорт — на 7,4%. В итоге сегодня столичная несырьевая неэнергетическая продукция поставляется на 180 рынков, причем самые крупные из них — это Казахстан ($2,07 млрд), Белоруссия ($1,99 млрд), США ($1,86 млрд) и Германия ($1,20 млрд).