На пути к ровным дорогам
В Тюменской области 86% жителей оценивают состояние дорог как хорошее или отличное, отмечая, что качество дорожного покрытия ежегодно становится лучше. В главном управлении строительства Тюменской области пояснили, что регион на протяжении нескольких лет успешно выполняет программы нацпроекта «Безопасные качественные дороги», на реализацию которых в 2021 году направили более 1,8 млрд руб. По итогам года нормативное состояние сети Тюменской агломерации увеличили до 82%. По мнению эксперта, хорошее состояние дорог связано с большими объемами финансирования работ, а также контролем их проведения.
Тюменцы оценили
Согласно результатам опроса жителей 28 регионов России, проведенного в ноябре 2021 года службой исследований онлайн-рекрутинга hh.ru, только в Тюменской области средняя оценка качества дорог превысила «4» балла. Так, 29% респондентов оценили состояние дорог как отличное, а 57% — как хорошее. При этом Тюменская область оказалась единственным регионом, где никто не поставил минимальный балл. На втором месте по качеству дорог оказалась Республика Татарстан со средним баллом 3,9, а Москва заняла третье место рейтинга (3,8).
По мнению 84% опрошенных жителей Тюменской области, за последние несколько лет качество дорожного покрытия стало лучше, и лишь 4% заявили об обратном. «Любопытно, что к высокой оценке качества дорог более склонны представители профессиональных сфер “Наука, образование”, “Автомобильный бизнес” и “Искусство, развлечения, медиа”, а вот низкие баллы чаще прочих ставят в сфере “Госслужба, НКО”»,— отмечается в исследовании.
«Тюменская область направляет большой объем средств на ремонт и строительство дорог, на закупку специальной техники. Но результат не зависит только от объемов финансирования. Важны компетенция исполнителя работ и строгий контроль со стороны надзорных органов. Влияет на ситуацию с дорогами и нацпроект, в рамках которого реализуется ряд крупных проектов. Но без волевых решений руководства регионов повысить качество дорог даже при наличии национального проекта невозможно»,— отметил в беседе с “Ъ-Урал” член «Движения автомобилистов России» Анатолий Горлов.
Опережая сроки
С 2018 года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Тюменской области отремонтировано свыше 800 км дорог местного, регионального и федерального значения. В 2021 году был проведен ремонт 122 объектов общей протяженностью 134,95 км. Как рассказали “Ъ-Урал” в Главном управлении строительства региона, работы начались в конце апреля, а уже к июлю было выполнено 69% от плана. Полностью ремонт объектов завершился в начале ноября. Самые масштабные работы проходили на территории Тюменского района. В 40 населенных пунктах было отремонтировано 100 объектов общей протяженностью обновленных дорог более 55 км. В Тюмени отремонтировано 17 км дорожного покрытия.
На реализацию нацпроекта в 2021 году направлено более 1,8 млрд руб., из которых 700 млн руб. (38%) выделил бюджет страны. Федеральные средства направили на самый капиталоемкий проект в составе нацпроекта — «Региональная и местная дорожная сеть».
В этом году в регионе реализовано несколько крупных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Так, в Тюмени отремонтировали правую проезжую часть объездной дороги от Велижанского до Тобольского тракта. Дорожные работы проводились и в других муниципалитетах. На объекте дороги Тюмень—Боровский—Богандинский отремонтировано 2,4 км дорожного полотна, Ялуторовск—Ярково — 4 км, Богандинский—Червишево—Чаплык — более 11 км.
В октябре было открыто движение по новым съездам развязки на пересечении улиц Мельникайте—Дружбы в Тюмени. Строительство объекта заняло меньше года. Отметим, это первая трехуровневая развязка в городе, строительство которой планируется завершить в 2022 году. На этом участке будет два путепровода и восемь съездов. Для пешеходов построили надземный переход с пандусами и лифтом, а для велосипедистов создали специальные дорожки. Подрядчиком проекта, на который власти в 2020 году выделили более 2,7 млрд руб., выступило АО «Мостострой-11».
Губернатор Тюменской области Александр Моор на открытии нового съезда подчеркнул, что ул. Мельникайте в будущем планируется соединить с Червишевским трактом и ул. Тимофея Чаркова. «Нужно выполнить удобную развязку, а после этого двигаться по всем остальным проектам. Есть планы по развязке на Мельникайте—50 лет Октября, с обустройством надземных пешеходных переходов, чтобы полноценно сделать Мельникайте улицей непрерывного городского движения»,— отметил глава региона.
Повышая безопасность
Одной из основных целей нацпроекта остается снижение аварийных ситуаций на дорогах. Для этого в Тюменской области ежегодно ликвидируют аварийно-опасные участки, где наблюдается повышенная концентрация ДТП. В 2021 году было зафиксировано 11 подобных участков, по всем из них приняты меры по снижению аварийности.
Для повышения безопасности также устанавливали дополнительные дорожные знаки «Аварийно опасный участок» и «Пешеходный переход», удаляли кустарниковую растительность в полосах отвода, на покрытия проезжих частей наносили шумовые полосы, устанавливали новые светофоры. И.о. начальника управления региональной ГИБДД Андрей Миллер рассказал, что в ближайшее время на дорогах Тюменской области появятся камеры, позволяющие фиксировать такие нарушения, как непристегнутый ремень или разговоры водителя по телефону.
Введенные меры привели к снижению числа летальных случаев в ДТП. Кроме того, по словам Андрея Миллера, в 2021 году снизился показатель тяжести последствий аварий по сравнению с прошлым годом.
На повышение безопасности на дорогах повлияло и то, что в этом году около 74% трасс и магистралей были построены и отремонтированы с использованием новых технологий. В их числе — методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей, устройство тонких слоев износа, использование геосинтетических материалов, применение щебеночно-мастичного асфальтобетона.
В целом по итогам 2021 года нормативное состояние сети Тюменской агломерации увеличили до 82%. На 2022 год в области планируют продолжить строить и реконструировать магистральные, региональные и муниципальные автомобильные дороги, уделяя особое внимание дорогам внутри населенных пунктов.