БАМ построят на все
ОАО РЖД намерено исполнить инвестпрограмму по Восточному полигону
ОАО РЖД все же потратит в этом году весь объем средств, запланированных на расширение БАМа и Транссиба. Инвестпрограмма на 2021 год в ходе декабрьской корректировки в этом пункте не поменяется, и в ОАО РЖД заверяют, что все 134,3 млрд руб. запланированных средств будут инвестированы. При этом осенью говорили о рисках недоинвестирования по итогам года в объеме 30–40 млрд руб. в силу летних стихийных бедствий, роста цен на материалы и дефицита кадров. По мнению аналитиков, использование всех выделенных средств не обязательно означает строительство всех запланированных объектов в срок, однако в целом ОАО РЖД работает на Восточном полигоне все лучше.
ОАО РЖД вносит поправки в инвестпрограмму на текущий год. Относительно летнего варианта корректировки незначительны, следует из материалов, которые видел „Ъ”: суммарный объем инвестпрограммы сократится лишь на 6,6 млрд руб., до 769,6 млрд руб., внутри нее произойдет несколько более заметное, но анонсированное ранее перераспределение средств. Так, с проектов развития инфраструктуры, прежде всего с мероприятий комплексного плана ее модернизации (КПМИ), спишут 18 млрд руб., которые будут перераспределены между другими разделами программы — в первую очередь речь идет о закупке тяги на дополнительные 9,6 млрд руб. и обновлении инфраструктуры.
Расходы на последний пункт увеличены не очень значительно — лишь на 3,2 млрд руб., но относительно утвержденного в декабре 2020 года варианта инвестпрограммы на этот титул добавили более 40 млрд руб. В части развития инфраструктуры сократятся инвестиции в подходы к портам Азово-Черноморского бассейна и развитие центрального транспортного узла, слегка увеличатся — в подходы к северо-западным гаваням.
При этом инвестиции в БАМ запланированы на прежнем уровне: 134 млрд руб. Коррективам они не подверглись. В ОАО РЖД „Ъ” заверили, что по итогам года компания освоит все 134,3 млрд руб. запланированных инвестиций.
В 2019 и 2020 годах инвестпрограмма по Восточному полигону была исполнена не полностью. В этом году на ход работ негативно влияли рост цен на стройматериалы и металлы, дефицит персонала и летние стихийные бедствия в Забайкалье, Амурской области и Хабаровском крае, вызвавшие разрушение ряда объектов инфраструктуры (см. „Ъ” от 20 апреля и 24 июля). По данным „Ъ”, на различных совещаниях в течение осени риск недоосвоения инвестиций в Восточный полигон по итогам этого года оценивался в интервале 32–45 млрд руб. А по данным системы оперативного управления «Эталон», говорит собеседник „Ъ”, знакомый с ходом строительства, до сих пор оплачены не все объекты, которые должны быть введены в этом году. При этом средняя их готовность примерно на десять процентных пунктов уступает среднему кассовому исполнению по ним: то есть не все объекты, проавансированные заказчиком, построены.
При этом ОАО РЖД уже привлекло на БАМ и Транссиб целевое количество строителей, достигшее в октябре почти 16 тыс. человек (см. „Ъ” от 5 октября). А военные железнодорожники, которые работают на участке Улак–Февральск, сообщал на днях заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков, строят с заметным опережением графика и планируют сдать свои участки уже в 2023 году вместо 2027 года. На следующий год в расширение Восточного полигона запланированы более масштабные инвестиции — 222 млрд руб.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что освоить средства на Восточном полигоне в полном объеме у ОАО РЖД все же не получится, как и ввести все запланированные объекты, но в инвестпрограмме это не нашло отражения по «политическим» причинам. По его оценке, недоосвоение может составить порядка 10%, однако он полагает, что в начале 2022 года остаток будет проинвестирован. С учетом объективных проблем с рабочей силой и негативным влиянием коронавируса в этом году, отмечает эксперт, можно констатировать, что ОАО РЖД повысило эффективность работы на Восточном полигоне, и есть основания полагать, что в 2022 году ситуация с освоением средств и вводом объектов продолжит постепенно улучшаться.