Краб рискует не попасть в меню

На сколько увеличилась стоимость поставок за рубеж

Экспортные цены на российского краба выросли почти вдвое, сообщает РБК со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы. Еще в сентябре средняя стоимость килограмма составляла $31, а в октябре она увеличилась почти до $60. Для сравнения: в предыдущие два года в том же месяце деликатес также продавали в среднем за $30.

Фото: Валерий Мельников, Коммерсантъ

Вслед за повышением цен на внешнем рынке следует ожидать и увеличения стоимости краба внутри страны, говорит основатель ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов: «Стоимость на внутреннем рынке растет не сразу, а с какой-то паузой, но во всех областях и категориях — это касается и крабового мяса, и живых крабов.

Это негативно повлияет на ресторанный бизнес, потому что где-то блюда подорожают, где-то крабов будут просто выводить из меню.

Такая же проблема была с осьминогом: остался индонезийский, но цена на него выросла в два раза, а другого просто нет. Кто-то заменил его на кальмара, кто-то поднял цену, кто-то опять же убрал из меню. Всегда работают три фактора: количество добычи, спрос и логистика».

В особенности подорожали замороженные крабы: их стоимость в октябре составила почти $70, в то время как год назад на внешнем рынке килограмм обходился примерно в $40. Более 60% всех российских крабов продаются за рубеж в замороженном виде. Основной его потребитель — США. Однако определяющую роль в ценообразовании на рынке играет Китай, и это несет определенные риски, считает председатель совета директоров медиахолдинга «Новости рыболовства» Эдуард Климов: «Основным потребителем российской крабовой продукции в живом виде является Китай.

Идет довольно резкое увеличение благосостояния населения страны, соответственно, многие способны позволить себе заказать краба. В этом есть очень большая опасность для российского бизнеса. Дело в том, что крабы являются основным обеспечивающим активом для всех изменений в нынешней рыбной отрасли. Все ориентируются на их стоимость. Китайцы — очень непростые бизнесмены. Если вся система будет основана на объеме живого краба и на каком-то этапе Пекин скажет, что мы не готов платить столько, возникнет глобальная проблема для продавца, потому что живого краба хранить нельзя. Этот объем сложно куда-либо деть. Новогодние праздники наступают не только у нас, но и в Китае — это основная точка продаж российского краба в Азию».

Эксперты отмечают, что краб — наиболее маржинальный экспортный морепродукт. На него приходится более 40% от всех доходов российской рыболовной отрасли. Причем доля растет — еще три года назад выручка от краба составляла лишь 25% продаж за рубеж, отметили во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников.

Василий Мека

Вся лента