Фэшн-фотография в Эрмитаже
Стиль Мода
В Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания фонда Still Art».
«Фотография не так давно попала в музейные стены. Понимаемая как "общедоступное искусство", она казалась чем-то несерьезным, преходящим,— говорит заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков.— В конце XX века музеи осознали ее ценность для культуры и принялись строить хранилища для фотоколлекций. В Эрмитаже есть немало исторических снимков, которые на наших глазах были осознаны как самостоятельный материал».
Выставка рассказывает об истории фэшн-фотографии второй половины XX — XXI веков. Здесь представлены авторские отпечатки Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона и Ги Бурдена, уже ставшие классикой. Именно в этот период модная индустрия приобретает глобальный масштаб, на страницах глянцевых журналов появляются концептуальные фотопроекты, а феномен моды и модного образа обретает социальный и философский смысл. Модная фотография становится явлением, как бы стирающим грани между образами поп-культуры и высокого искусства.
По словам основателя Фонда Still Art Елены Карисаловой, фонд управляет самым масштабным на сегодняшний день собранием западной fashion-фотографии ХХ–ХХI веков в России. Самая ранняя из представленных на выставке работ — классический авторский отпечаток 1939 года «Корсет Mainbocher» Хорста П. Хорста, он является своеобразной точкой отсчета истории модной индустрии, которую кардинально изменит Вторая мировая война. По мере глобализации рынка высокая мода все больше становится сферой фантазий и амбиций дизайнеров и клиентов. Но вместе с фотографией она создает удивительные образы, порой нереальные и парадоксальные.
Работы Эрвина Блюменфельда и Ирвина Пенна, выполненные для обложек Vogue в 1950 году, «расшатывают представление о коммерческой функции модного снимка: они выглядят не столько как реклама одежды в привычном для современников смысле, сколько как самостоятельное произведение искусства». Серия фотографий Ричарда Аведона сделана в разных уголках мира, с экзотическими животными. Эротические мотивы, пожалуй, ярче всего выражены в снимках Хельмута Ньютона.
К концу 1980-х годов в мире моды появляются супермодели — самые востребованные манекенщицы. Героини обложек журналов становятся настоящими звездами, невероятно популярными и узнаваемыми, получают огромные гонорары. Снимок Херба Ритца 1989 года с пятью супермоделями отражает этот их новый статус. В 1990-е годы на страницах глянца появляются снимки молодых фотографов с их постмодернистским взглядом на моду. Сегодня модная индустрия вместе с фотографией вновь переосмысляет фэшн-образы и символы.
Выставка открыта по 13 марта 2022 года.