УФАС вышел на маршруты

Минтранс Башкирии заподозрили в нарушении конкуренции

Автобусные перевозки по пяти пригородным маршрутам из Уфы стали предметом разбирательства в УФАС по Башкирии. Антимонопольная служба возбудила дело в отношении регионального министерства транспорта. В УФАС считают, что минтранс нарушает закон о конкуренции, затягивая конкурс по выдаче маршрутных карт. Сейчас спорные маршруты обслуживает «Башавтотранс», хотя срок действия его лицензий по ним закончился в декабре 2020 года. В минтрансе ссылаются на то, что на проведение торгов не выделены средства. Юристы считают, что ответчику следовало попросить «отсрочку». В «Ассоциации пассажирских перевозчиков» считают, что министерство игнорирует предписания УФАС.

УФАС заинтересовалось межмуниципальными маршрутами «Башавтотранса»

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

Управление ФАС по Башкирии возбудило дело по признакам нарушения ФЗ «О защите конкуренции» в отношении министерства транспорта и дорожного хозяйства республики. В сентябре УФАС выдало минтрансу предупреждение о необходимости в течение 40 дней провести торги по пяти автобусным маршрутам с регулируемыми тарифами: №127к «Уфа — Алкино-2», №128 «Уфа — Карашиды», №139 «Уфа — Тикеево», №105 «Уфа — Верхний Изяк», №132 «Уфа — Федоровка». Транспортные лицензии на все эти маршруты в 2019 году достались ГУП «Башавтотранс» за один рубль, однако срок их действия истек 31 декабря 2020 года.

Минтранс требования антимонопольной службы не выполнил. УФАС считает, что бездействие министерства можно расценивать как нарушение ч. 1 ст. 15 закона «О защите конкуренции» (действия органов госвласти, которые могут привести к ограничению конкуренции). Ситуация, по мнению антимонопольного ведомства, привела или могла привести к созданию для ГУП «Башавтотранс» «преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности по отношению к иным хозяйствующим субъектам».

В 2019 году, как следует из закупочной документации, на обслуживание спорных маршрутов претендовал крупнейший уфимский перевозчик ООО «Компания “Уфа-лайн”» (принадлежит бизнесмену Ильшату Хайруллину). Однако подведомственное минтрансу ГКУ «Центр организации перевозок», проводившее торги, заявки этого претендента отклонило из-за отсутствия копии действующей лицензии на пассажирские перевозки. Из документов можно сделать вывод, что самым затратным для перевозчика должен был стать маршрут «Уфа — Алкино-2», расходы на который по прогнозу (11,1 млн руб.) превысили бы доходы (8,8 млн руб.). Маршрут, как пояснили «Ъ» в минтрансе, не субсидировался. Субсидии из бюджета, как следует из документации, предусматривались лишь на маршруты «Уфа — Тикеево» (318 тыс. руб.) и «Уфа — Карашиды» (23 тыс. руб.). По словам председателя башкирской «Ассоциации пассажирских перевозчиков» Натальи Тептеревой, указанные маршруты выгодные, и частные перевозчики хотели бы на них работать.

В УФАС сообщили «Ъ», что дело было возбуждено после рассмотрения жалобы, поступившей от индивидуального предпринимателя. Его имя в ведомстве назвать отказались.

В минтрансе и «Башавтотрансе» от комментариев отказались.

Из письма минтранса в УФАС, которое приводит антимонопольная служба, следует, что торги не объявляются, так как правительство не выделяет на это средства. Министерство попросило не применять санкции в отношении себя и перевозчика «в целях сохранения транспортного сообщения между Уфой, Уфимским и Чишминским районами». В уфимской агломерации — «острая нехватка автобусов», «Башавтотранс» не прекратил обслуживать спорные маршруты, несмотря на истекший срок действия маршрутных карт, чтобы «снять напряженность в сфере пассажирских перевозок», отметили в минтрансе.

Наталья Тептерева считает, что УФАС «не является авторитетом для органов власти, и его предписания просто игнорируются». «Минтранс выдает маршрутные карты, просто так, «с легкой руки». Аналогичные нарушения были и по маршрутам №№104, 432а, 165. Но, несмотря на меры, принятые антимонопольным органом, ГУП «Башавтотранс» продолжает перевозить пассажиров по этим маршрутам, хотя действие контракта закончилось еще в декабре 2020 года», — заявила она.

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт считает, что сотрудники министерства «вполне могли избежать развития негативного сценария». «Им следовало обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о продлении сроков действия предупреждения. Таким образом, минтранс получил бы дополнительное время на устранение нарушения, факт которого он и не отрицает, а объясняет нехваткой финансирования», — полагает адвокат.

Дарья Кучеренко

Вся лента