«Пандемия подстегнула развитие электронной коммерции»
Первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС Инесса Галактионова — в программе «Цели и средства»
Что происходит в России с технологиями 5G? Как пандемия сказалась на работе мобильных операторов? И когда они откажутся от салонов связи? Эти и другие вопросы Владимир Расулов обсудил с первым вице-президентом по телекоммуникационному бизнесу МТС Инессой Галактионовой.
— Какими последние два года оказались для телекома в стране? Как изменился трафик в условиях пандемии и как операторы к этому приспособились?
— Самое важное, что хочется отметить, это колоссальный рост трафика, за два года более чем на 80%. Это, конечно, большая нагрузка на сети, на телеком-операторов. И в прошлом, и в этом году приходилось постоянно работать над ростом емкости сети, чтобы пользователь не сталкивался с тем, что не может загрузить какой-то контент. Мы вели постоянную работу, понимания, насколько связь в эти два года стала значимой.
Связь — это возможность и учиться, и общаться со своими родными и близкими, работать, отдыхать. С точки зрения результатов рынка, у разных игроков ситуация сложилась по-разному. 2020 год показал, кто смог мобилизоваться в этот сложный период, когда и розница не работала, когда была у клиентов была повышенная потребность с точки зрения качества связи и емкости сети. МТС с гордостью прошла эти два года, показав рекордный прирост выручки по мобильной связи, оторвавшись от конкурентов на рекордные величины. У нас не было ни одного квартала в прошлом году, где бы мы показали отрицательную динамику год к году. И в этом году мы продолжаем показывать позитивную динамику, несмотря на то, что международный роуминг пока не вернулся в том объеме, в котором был до пандемии. Тем не менее, все показатели, которые мы демонстрируем, в том числе и выручка от мобильного фиксированного доступа, растут, и очень хорошими темпами.
— Если ехать по стране на поезде или автомобиле, то тут, то там можно видеть вышки сотовой связи. Исключение, пожалуй, составляют только какие-то самые отдаленные территории. Операторы действительно расставили свои сети везде или еще есть что и где строить?
— Можно сказать, что в принципе 100% территории покрыто связью, и действительно вышки стоят почти везде. Но, конечно, есть малонаселенные пункты, и операторы, в том числе МТС, каждый год находят новые территории, которые покрывают. Мы опережающими темпами увеличиваем пропускную способность сети и модернизируем ее до уровня 5G-ready. В этом году у нас количество базовых станций стандарта LTE выросло где-то на 29%. Мы и дальше будем находить возможности покрывать новые территории, чтобы в любой точке нашей страны была качественная связь, чтобы у наших жителей не было никаких ограничений.
С начала года мы используем технологию на основе Big Data, которая называется Smart Rollout. По сравнению с обычным планированием она позволяет построить при одинаковом бюджете на 10% больше инфраструктурных объектов. С учетом наших капитальных затрат, речь идет о миллиардах рублей экономии, а значит, о строительстве большего количества объектов и росте скоростей.
— Какое место в вашей экосистеме сейчас занимают телекоммуникационные услуги? Как это место будет меняться с ростом доходов от других направлений и чем это все обернется в итоге для абонентов?
— Экосистема в МТС строится вокруг ядра телеком-базы. Мы гордимся, что у нас почти 80 млн абонентов, которые с нами долго, они очень лояльно относятся к бренду. Эта колоссальная абонентская база может использовать интересные новые продукты семейства МТС. Изначально в систему встраивалось очень хорошее предложение по широкополосному интернету, когда мы предлагали конвергент: мобильный плюс фиксированный доступ в сеть. В 2019 году мы консолидировали МТС Банк, в 2021-м у нас появился онлайн-кинотеатр Kion. То есть у нашего абонента есть возможность получить множество продуктов под брендом МТС: финансовые услуги, онлайн-кинотеатр, фиксированный интернет и так далее. Это экономически выгодно для пользователя.
Любая экосистема, мы в том числе, работает над клиентским опытом. Наша задача — сделать продукт привлекательными, с единой идентификацией, с очень понятными инструментами, приложениями, которые в общей синергии работают. Над этим мы сейчас работаем и видим, что наша база экосистемных клиентов растет. Мы идем с опережением всех внутренних KPI. Это подтверждение того, что абоненты делают выбор в нашу пользу, потому что это экономически выгодно и клиентский опыт на очень высоком уровне.
— Как обстоят сейчас дела с развитием сетей 5G? Куда удалось продвинуться в этом направлении за последний год?
— На данный момент мы, как и наши коллеги по цеху, пилотируем различные решения, в первую очередь для корпоративного сегмента, для промышленной автоматизации, где 5G дает уникальные возможности предоставлять цифровые решения. Для коммерческого использования сейчас сети не работают, поскольку мы ждем выделения частот. После того, как частоты будут выделены, появится отечественное оборудование, можно будет уже говорить о запуске в коммерческую эксплуатацию сетей 5G. Помимо частот, есть требование использования отечественного оборудования, которое на данный момент не производится в России. Поэтому мы надеемся, что в перспективе нескольких ближайших лет и регуляторный вопрос, и наличие отечественного оборудования позволят и нам в том числе стать счастливыми обладателями сети 5G.
— Многие сегменты сейчас переходят в онлайн, многие рынки активно работают с доставкой. Как это сказывается на продажах гаджетов? Насколько сейчас в принципе телеком может обходиться без собственной офлайн-сети?
— Конечно, пандемия подстегнула развитие электронной коммерции. И в прошлом году у нас были периоды, когда объем онлайн-продаж гаджетов достигал 60% и более, сейчас он составляет 30%. Тем не менее, это не заменяет физическую розницу. У нас большая сеть, порядка 5,5 тыс. салонов по всей стране, это предполагает наличие точки контакта с потребителем даже в удаленных населенных пунктах. И это очень важно, потому что наши клиенты приходят в том числе, для получения сервисных услуг, замены сим-карт, за информацией о счете.