Продажи автомобилей набирают в «весе»
Как рост цен на новые машины сказывается на рынке
За год россияне потратили больше всего денег на покупку новых корейских машин. В лидерах по выручке за 10 месяцев 2021-го — автомобили марки Kia. За них россияне отдали больше 320 млрд руб., что на 24% больше чем годом ранее. Следом идут машины Hyundai с показателем 280 млрд руб. А на третьем и четвертом месте расположились Toyota и Mercedes-Benz — на автомобили этих марок россияне потратили в среднем по 270 млрд руб., подсчитали аналитики агентства Russian Automotive Market Research.
В целом эксперты отмечают, что за 10 месяцев этого года авторынок заработал больше 2,5 трлн руб. — это почти на 30% больше чем за тот же период 2020-го. Такое положение дел — следствие сильного роста цен на новые авто, объясняет руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев:
«Здесь надо разделять увеличение стоимости автомобиля по прайсам производителя и цену реальной сделки для клиента. Вторая сейчас существенно выше, потому что на рынке, на котором не хватает автомобилей, машина продается не просто по рекомендованной розничной цене, а тому, кто готов купить ее с допоборудованием. Мы, к сожалению, не Америка, в которой дилер пишет о доплате в 50% за рыночную ситуацию, не пытаясь допродать коврики за $200 и сигнализацию за $400.
В мире существует проблема с накопленным спросом: недопроизведено больше 50 млн машин. Понятно, что не все они потом выльются в отложенный спрос.
Когда начнет решаться проблема с производством, то ключевые рынки будут получать автомобили первыми, и российский далеко не для всех производителей является таковым.
С другой стороны, мы уже сейчас видим проблему, связанную со способностью людей покупать машины, даже у тех, кто рассматривает для себя покупку нового автомобиля, рост доходов не успевает за увеличением ценника. Поэтому в России из-за того, что не будет покупательского спроса, все может завершиться раньше».
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых машин в России падают пять месяцев подряд, и, скорее всего, рынок сократится и в декабре, при том что последний месяц года традиционно считается удачным для компаний. Из-за дефицита машин сложная ситуация с продажами и доступностью будет сохраняться и в следующем году. Сейчас автодилеры вынуждены распродавать свои запасы — в результате уровень продаж зависит не столько от спроса, сколько от наличия авто в салоне.
Тем не менее по итогам года рынок все равно выйдет в плюс, полагает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Однако дефицит уже влияет на предпочтения россиян. «На самом деле сейчас дефицит еще и подстегивает продажи, потому что у покупателей есть понимание, что автомобиль завтра будет стоить еще дороже, чем сегодня, и покупатели стремятся обогнать рост и купить машину выгоднее. Говорить о том, что если бы не было дефицита, то был бы огромный объем продаж, тоже не совсем правильно, все-такие многие ограничены доходами.
Что касается дальнейшей ситуации, на следующий год производители закладывают и дефицит микрочипов, и сборку, поэтому 2022-й будет на уровне текущего, а, может быть, ситуация и ухудшится.
Скорее всего, цены пока еще продолжат расти, вероятно, не такими темпами, как это было 2021-м, но для этого есть резерв. Пока желающих купить машину все-таки больше, чем предложений на рынке. Те, у кого раньше появится доступ к необходимому количеству компонентов, будут продавать на рынке больше. Мы видим, что у тех же китайцев нет такого дефицита, и азиатские автопроизводители за счет этого увеличивают свою долю»,— говорит Удалов.
По данным “Ъ”, за девять месяцев текущего года автомобили в России подорожали на 30%, а отдельные бренды прибавили сразу 40%. Основный пик роста цен пришелся на весну и лето, а осенью автомобили стали прибавлять стабильно по 1-2% в месяц.