Суд пошел по трубам
В саратовском арбитраже выясняют собственность газопроводов
В Саратове продолжается конфликт между предпринимателем Станиславом Невейницыным и ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область». Стороны пытаются определить право собственности на 16 газопроводов в Энгельсском районе Саратовской области, которые аффилированная с господином Невейницыным компания приобрела у администрации Энгельсского района. Изначально в суд обратилась компания «Газпром газораспределение Саратов», которая попросила суд признать за ней право собственности на газопроводы. Сейчас арбитражный суд принял к рассмотрению аналогичный встречный иск. Юристы говорят, что процесс вызывает вопросы, и затрудняются оценить его перспективы в суде.
Арбитражный суд Саратовской области принял встречное исковое заявление индивидуального предпринимателя Станислава Невейницына, в котором последний просит признать отсутствующим право ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» на 16 газопроводов в Энгельсском районе, которые он приобрел на открытом аукционе в январе 2017 года. В связи с этим производство по делу, в котором изначально истцом выступает «Газпром газораспределение СО», приостановлено.
Предметом спора являются газопроводы высокого и низкого давления в Энгельсе, а также поселках Прилужный, Пушкино, Лесной и Пробуждение. ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» подало заявление в Арбитражный суд в июле этого года. В нем общество просит суд о признании отсутствующим права собственности ИП Станислава Невейницына на 16 газопроводов, которые ранее ПАО арендовало у индивидуального предпринимателя.
Господин Невейницын получил газовые сети в собственность по итогам открытого конкурса, который проводила администрация Энгельсского района. Решение о приватизации газовых сетей и газораспределительных подстанций было принято собранием депутатов района в мае 2016 года. Победителем аукциона с начальной стоимостью 203 млн руб. стало ООО «Грэйн РИЧ» (доля 100% принадлежит ООО «Зерновая компания» господина Невейницына), которое выиграло его, предложив за газовое хозяйство из более 110 объектов 263 млн руб.
С 2002 года ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» арендовало газопроводы у администрации Энгельсского района. После торгов ПАО продолжило арендовать их у нового собственника. В торгах общество не участвовало.
Господин Невейницын сообщил «Ъ», что в течение четырех лет проблем с оплатой аренды со стороны «Газпром газораспределение СО» не возникало и арендатор не поднимал вопросов о том, что сетевое хозяйство принадлежит ему. «С момента начала арендных отношений со мной, ГГРСО ежегодно отчитывалось о проведенных ремонтах и также никогда вопросов о том, что сети высокого давления принадлежат ему, не поднимало»,— отметил он. При этом, как рассказал Станислав Невейницын, по его оценке, фактически ремонт газопроводов не производился, поэтому собственник принял решение сменить арендатора и передать сети другой газораспределительной организации — ООО «Русгаз».
«После этого я получил претензию, из которой узнал, что газопроводы высокого давления (около 100 км), купленные мною у Энгельсского МО, с 2005 года принадлежат „Газпром газораспределение СО“»,— пояснил господин Невейницын.
ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» в течение нескольких дней не ответило на запрос «Ъ». На суде представитель ПАО пояснил, что обнаружил, что владеет этими газопроводами, только осенью 2020 года. Компания полагала, что у нее есть два комплекса сетей — свои и арендованные, но в ходе плановой инвентаризации выяснилось, что часть из них одни и те же. После этого было принято решение обратиться в суд с требованием прекратить право собственности на ряд недвижимого имущества.
Адвокат Светлана Михайлова считает, что сложившейся ситуации «не должно было быть», и непонятно, на каком основании она возникла. «Судя по материалам суда, торги прошли в соответствии с законом о приватизации, право собственности было зарегистрировано, а имущество изначально было обременено арендой. Все время вопрос о собственности не возникал»,— отметила она.
Адвокат бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев также считает, что процесс «вызывает вопросы». «Если газовики знают, что газопровод — их собственность, но потом заключают договор аренды сначала с муниципалитетом, потом с новым собственником, это странно. Если бы шла речь об использовании имущества третьим лицом, было бы понятно, но здесь выходит, что компания арендует его сама у себя», — полагает адвокат. При этом господин Леонтьев затруднился дать оценку перспективам рассмотрения дела в суде.