Кодовое слово
Перевозчики Казани потребовали возместить им убытки от введения QR-кодов
Казанские перевозчики пригрозили своим банкротством из-за падения пассажиропотока на 30% после введения системы QR-кодов в общественном транспорте. Они обратились за помощью к президенту Татарстана Рустаму Минниханову, рассчитывая, что он может ускорить вопрос с выделением предпринимателям субсидий. В министерстве транспорта республики заверяют, что уже проводят расчеты возможной суммы компенсации, но сроки выплат не называют. Эксперты считают, что одобрение субсидий транспортным компаниям может вызвать реакцию других отраслей, пострадавших от введения QR-кодов. Возникший резонанс, по их мнению, является «одним из сигналов для властей, что такого рода эксперимент себя не оправдал».
Ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана вчера опубликовала обращение к Рустаму Минниханову с просьбой возместить убытки от падения пассажиропотока из-за введения QR-кодов в общественном транспорте. «Введение QR-кодов в автобусах очень больно ударило по перевозчикам Казани. Из-за введения QR-кодов в общественном транспорте пассажиропоток сократился более чем на 30%, пропорционально упала и выручка автотранспортных предприятий»,— говорится в письме к главе республики.
Перевозчики напомнили, что господин Минниханов на совещании в Доме правительства 13 декабря обещал, что республика готова предоставить субсидии в случае сокращения пассажиропотока из-за ведения QR-кодов. «Перевозчики Казани выполнили ваше поручение, организовали работу общественного транспорта по QR-кодам. Весь негатив от введения QR-кодов лег на работников общественного транспорта»,— говорится в их письме. Они также указали, что «были нападения на кондукторов, из-за пассажиров, кто не показывал QR-код и не выходил из автобусов, приходилось снимать общественный транспорт с маршрутов и вызывать полицию». «Очень больших усилий стоило убедить сотрудников работать в новых реалиях. На данный момент автотранспортным предприятиям удалось сохранить коллективы»,— сказано в обращении.
В ассоциации предупреждают о возможном банкротстве транспортных предприятий. «Перевозчики Казани просят вас предусмотреть выделения субсидий из бюджета до того момента, пока не будут отменены QR-коды и полностью не восстановится пассажиропоток. Пожалуйста, помогите!!!» — заключают они.
Напомним, с 22 ноября в Татарстане решением регионального правительства для проезда в общественном транспорте, кроме такси, электричек и автобусов межрегиональных маршрутов, необходимо предъявить QR-код, подтверждающий завершенную вакцинацию, перенесенное за последние полгода заболевание COVID-19 или медотвод от вакцинации. Проверять наличие QR-кодов при приеме оплаты проезда обязали перевозчиков, передав им для этого 2,5 тыс. смартфонов с установленным специальным приложением и внешние аккумуляторы. Хотя изначально перевозчики просили, чтобы этим занимались чиновники и полиция.
Необходимость введения QR-кодов президент Татарстана объяснил ростом заболеваемости коронавирусом. В сентябре и октябре Росстатом была зафиксирована рекордная смертность от этой инфекции в регионе (почти 1,5 тыс. и 2,7 тыс. человек соответственно).
В первые дни требование QR-кодов вызвало серьезное возмущение граждан, произошло несколько стычек, было заблокировано движение трамваев. 25 ноября у Казанского кремля прошел стихийный митинг против QR-кодов, который закончился массовыми задержаниям. При этом тысячи людей не были допущены в общественный транспорт, что привело к росту тарифов такси. Власти республики вынуждены были пойти на уступки. С 26 ноября в общественном транспорте Татарстана по QR-кодам могут ездить привившиеся первым компонентом вакцины, военнослужащие и лица, имеющие противопоказания к прививкам. Всем им нужно получить для поездки республиканский QR-код.
В ассоциации транспортных предприятий не называют конкретную сумму убытков. В правительстве расчеты пока также не готовы. «Когда мы говорили о планах введения QR-кодов, была информация о том, что по возможным потерям будет оформляться соответствующая документация — обоснование, этого требует любое выделение средств»,— сказала „Ъ“ пресс-секретарь президента республики Лилия Галимова.
В пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства республики „Ъ“ уточнили, что ведомство «в тесной кооперации с исполкомами и предприятиями общественного транспорта готовит методическое обоснование расчетов для возмещения убытков перевозчикам в связи с введением ограничений»: «На данный момент проект проходит процедуру согласования».
В Минтрансе уточнили, что падение пассажиропотока оказалось менее 30%. Так, «самое сильное снижение пассажиропотока наблюдалось в первую неделю с 22 по 28 ноября — на 27,6%». «В дальнейшем пассажиропоток начал восстанавливаться. Во вторую неделю падение составило 23,7%, в третью — 20,2%. В среднем за весь период ограничений пассажиропоток упал на 23,8%»,— подчеркнули в министерстве.
Власти Татарстана пока не сообщают, намерены ли они отменить систему QR-кодов в транспорте и доказала ли она свою эффективность.
«Потери транспортников могут быть еще больше, чем эти условные 30% от выручки. Очевидно, что с момента ввода QR-кодов на транспорте, да и в других общественных местах, мера имеет лишь негативные последствия, при этом цель, из-за которой принимались эти меры, с высокой вероятностью себя не оправдала, так как проверки на транспорте приводят к столпотворению, хаосу и никак не сдерживают распространение опасной болезни»,— полагает главный аналитик группы компаний «Алор» Алексей Антонов. Он считает, что «дальнейшее сохранение требований необходимых проверок QR-кодов на общественном транспорте и дальше будет способствовать снижению доходов транспортных предприятий», однако «у властей с высокой вероятностью не найдется необходимое количество средств» и «одобрение субсидий для транспортников может вызвать зеркальную реакцию по обращениям со стороны собственников общепита и учреждений культуры и спорта, которые также подсчитывают миллионные убытки от введений непопулярных мер». «Полагаю, что такого рода резонанс, начавшийся сейчас в Казани, является одним из сигналов для властей, что такого рода эксперимент себя не оправдал и является также негативным и для местного бюджета, который формируется от генерируемых всеми этими отраслями налогов»,— заключает эксперт.