Сорок тысяч одних курьеров
Анна Афанасьева о профессиях в сериалах
На днях МТС и Ozon договорились снять сериал о курьерах. На первых порах Ozon не участвует в проекте финансово: компания предоставляет для сценария истории про курьеров, связь с ними и экспертизу в мире доставки, а когда сценарий будет готов, маркетплейс сможет оплатить product placement, если жанр и тональность его устроят. Представить проект планируется в онлайн-кинотеатре МТС — Kion.
Подобные фильмы про профессии полицейских, врачей, юристов давно относятся к отдельному жанру процедуральной драмы. И в данном случае стороны проекта позиционируют его как первый сериал про курьеров. Действительно, пока такого брендированного сериала никто не делал, хотя экосистемы «Яндекса» и «Сбера» во многом опираются на курьеров и у них же в отличие от Ozon есть свое сериальное производство.
Впрочем, курьеры все чаще встречаются в разных проектах в эпизодических и даже главных ролях. В сериале «Нагиев на карантине» для Okko к запертому на даче Дмитрию Нагиеву приходил курьер в узнаваемой желтой форме (не брендированной), в сериале «Беспринципные», который выходил с октября прошлого года на «Кинопоиске» (входит в «Яндекс»), курьеры с брендированными желтыми коробками мелькали так же часто, как и такси того же «Яндекса». А 2 декабря вышел полнометражный фильм «На близком расстоянии» про курьера из Средней Азии, которого приютила модная актриса,— он работал в вымышленной доставке и не понимал по-русски.
Словом, тема курьера, которая в кино не получала подробного осмысления со времен одноименного фильма Карена Шахназарова 1986 года, снова выходит на экраны. И в целом не на пустом месте. Курьеры сегодня лицо онлайн-торговли, которая растет бешеными темпами с начала пандемии. Тезис «курьер — важная профессия» продвигается разными способами и уже стал привычным социальным нарративом. Такой сериал сможет «показать нашу жизнь такой, какая она на самом деле», полагает его продюсер Алексей Пиманов.
Но у показа нашей жизни «как есть» может быть и другая сторона. Например, еще до пандемии рассказать о своих курьерах и повысить их значимость попытался сервис доставки готовой еды Delivery Club. Компания разместила на рекламных щитах лица курьеров с их реальным бэкграундом — профессиями, увлечениями, мечтами. Но в ответ Delivery получили только волну хейта: аудитория не поняла, что хорошего в том, что еду им привозит учитель литературы со знанием девяти языков или заслуженный артист России.
В случае с проектом Ozon такие репутационные риски тоже нельзя исключать, ведь интересная история, попадающая в нерв аудитории, далеко не всегда позитивна. Может, по этой причине маркетплейс и не стал пока инвестировать в проект — многое зависит от сценария, поясняют в компании.