Испанский футбол пошел по-английски
Высший дивизион национального чемпионата получит за телевизионные права почти €5 млрд
Клубы высшего дивизиона чемпионата Испании по футболу — Primera — достигли соглашения о продаже прав на телетрансляции матчей на следующие пять лет. По условиям сделки с вещательной платформой DAZN и телекомпанией Movistar Primera получит с 2022 по 2027 год около €5 млрд. Ежегодные выплаты почти не будут отличаться от предусмотренных текущими соглашениями, но, в условиях когда другие футбольные рынки достигли пика емкости телевизионного рынка и вынуждены снижать цены, это можно считать достижением. Впрочем, командам достанется далеко не все, что они получат от вещателей. Значительную часть доходов на протяжении 50 лет придется отдавать инвестфонду CVC.
Высший испанский футбольный дивизион — Primera — достиг соглашения о продаже прав на телетрансляции матчей национального первенства на территории Испании. Контракты подписаны с вещательной платформой DAZN и телекомпанией Movistar.
- Соглашение рассчитано на 2022–2027 годы.
- За пять лет клубы высшего дивизиона получат €4,95 млрд. Это значительно больше, чем оговорено текущим контрактом с Movistar.
- Трехлетнее соглашение предусматривает выплату лиге €2,94 млрд.
Впрочем, если смотреть не на абсолютные значения, а на ежегодный доход, окажется, что Primera фактически повторила условия нынешнего договора. По нему она получает €980 млн в год, по новому будет зарабатывать по €990 млн за сезон. С одной стороны, это дает основания говорить о том, что Primera могла бы провести переговоры и удачнее. С другой — в текущей ситуации на европейском рынке футбольных трансляций даже сохранение прежних условий, тем более с учетом увеличения продолжительности контракта,— хороший результат. Можно вспомнить, что в мае этого года Английская премьер-лига (АПЛ), являющаяся чемпионом по заработкам, продала права на телетрансляции на следующий трехлетний цикл на территории Великобритании (2022–2026 годы) за £4,8 млрд. А в 2015 году аналогичная сделка принесла АПЛ £5,1 млрд.
Однако если потенциал роста европейского рынка, похоже, действительно исчерпан, по крайней мере для топовых чемпионатов, которые уже стоят очень дорого, то в США по мере увеличения среди жителей страны выходцев из латиноамериканских стран популярность футбола растет, и у клубов появляются возможности для наращивания доходов.
Тот же испанский чемпионат в мае реализовал права на показ своих игр в США за $1,4 млрд за восемь лет. Какое-то время это был рекордный для европейских футбольных сделок показатель.
Впрочем, уже в ноябре АПЛ вернула себе лидерство на американском рынке, подписав шестилетний контракт на $2,7 млрд. Сделка была знаковая, поскольку после нее впервые в истории доходы АПЛ на внешних рынках превысили получаемые на внутреннем. Нет сомнений, что и испанскому футболу по силам нарастить заокеанские продажи.
Но стоит отметить, что из означенных €4,95 млрд испанские клубы получат не все. Часть доходов придется отдать инвестфонду CVC Capital. Финансовая структура, известная в мире спорта в первую очередь как многолетний владелец коммерческих прав «Формулы-1» (в 2016 году права были проданы американской Liberty Media), подписала с La Liga (объединяет 42 клуба высшего и следующего по силе испанского дивизиона) контракт, согласно которому команды в обмен на единовременную выплату им €2 млрд обязуются отдавать CVC 8% от коммерческих доходов и 11% от реализации телеправ на протяжении следующих 50 лет. Сделка была ратифицирована в конце прошлой недели. За нее проголосовали 38 из 42 клубов. Против выступили «Реал», «Барселона», «Атлетик» (Бильбао) и «Ивиса». Руководство этих клубов посчитало условия, предложенные CVC, кабальными. Но в понедельник барселонская радиостанция RAC1 сообщила, что каталонцы все же ведут переговоры с CVC о присоединении к сделке. Дело в том, что в противном случае у «Барселоны» может не хватить средств на покупки во время летнего трансферного окна.