Испанский футбол пошел по-английски

Высший дивизион национального чемпионата получит за телевизионные права почти €5 млрд

Клубы высшего дивизиона чемпионата Испании по футболу — Primera — достигли соглашения о продаже прав на телетрансляции матчей на следующие пять лет. По условиям сделки с вещательной платформой DAZN и телекомпанией Movistar Primera получит с 2022 по 2027 год около €5 млрд. Ежегодные выплаты почти не будут отличаться от предусмотренных текущими соглашениями, но, в условиях когда другие футбольные рынки достигли пика емкости телевизионного рынка и вынуждены снижать цены, это можно считать достижением. Впрочем, командам достанется далеко не все, что они получат от вещателей. Значительную часть доходов на протяжении 50 лет придется отдавать инвестфонду CVC.

Фото: Albert Gea / Reuters

Высший испанский футбольный дивизион — Primera — достиг соглашения о продаже прав на телетрансляции матчей национального первенства на территории Испании. Контракты подписаны с вещательной платформой DAZN и телекомпанией Movistar.

  • Соглашение рассчитано на 2022–2027 годы.
  • За пять лет клубы высшего дивизиона получат €4,95 млрд. Это значительно больше, чем оговорено текущим контрактом с Movistar.
  • Трехлетнее соглашение предусматривает выплату лиге €2,94 млрд.

Впрочем, если смотреть не на абсолютные значения, а на ежегодный доход, окажется, что Primera фактически повторила условия нынешнего договора. По нему она получает €980 млн в год, по новому будет зарабатывать по €990 млн за сезон. С одной стороны, это дает основания говорить о том, что Primera могла бы провести переговоры и удачнее. С другой — в текущей ситуации на европейском рынке футбольных трансляций даже сохранение прежних условий, тем более с учетом увеличения продолжительности контракта,— хороший результат. Можно вспомнить, что в мае этого года Английская премьер-лига (АПЛ), являющаяся чемпионом по заработкам, продала права на телетрансляции на следующий трехлетний цикл на территории Великобритании (2022–2026 годы) за £4,8 млрд. А в 2015 году аналогичная сделка принесла АПЛ £5,1 млрд.

Однако если потенциал роста европейского рынка, похоже, действительно исчерпан, по крайней мере для топовых чемпионатов, которые уже стоят очень дорого, то в США по мере увеличения среди жителей страны выходцев из латиноамериканских стран популярность футбола растет, и у клубов появляются возможности для наращивания доходов.

Тот же испанский чемпионат в мае реализовал права на показ своих игр в США за $1,4 млрд за восемь лет. Какое-то время это был рекордный для европейских футбольных сделок показатель.

Впрочем, уже в ноябре АПЛ вернула себе лидерство на американском рынке, подписав шестилетний контракт на $2,7 млрд. Сделка была знаковая, поскольку после нее впервые в истории доходы АПЛ на внешних рынках превысили получаемые на внутреннем. Нет сомнений, что и испанскому футболу по силам нарастить заокеанские продажи.

Но стоит отметить, что из означенных €4,95 млрд испанские клубы получат не все. Часть доходов придется отдать инвестфонду CVC Capital. Финансовая структура, известная в мире спорта в первую очередь как многолетний владелец коммерческих прав «Формулы-1» (в 2016 году права были проданы американской Liberty Media), подписала с La Liga (объединяет 42 клуба высшего и следующего по силе испанского дивизиона) контракт, согласно которому команды в обмен на единовременную выплату им €2 млрд обязуются отдавать CVC 8% от коммерческих доходов и 11% от реализации телеправ на протяжении следующих 50 лет. Сделка была ратифицирована в конце прошлой недели. За нее проголосовали 38 из 42 клубов. Против выступили «Реал», «Барселона», «Атлетик» (Бильбао) и «Ивиса». Руководство этих клубов посчитало условия, предложенные CVC, кабальными. Но в понедельник барселонская радиостанция RAC1 сообщила, что каталонцы все же ведут переговоры с CVC о присоединении к сделке. Дело в том, что в противном случае у «Барселоны» может не хватить средств на покупки во время летнего трансферного окна.

Александр Петров

Вся лента