Скидки переедут в новый год
Автодилеры отказываются от традиционных распродаж
В этом декабре впервые с 2014 года автодилеры не предложат клиентам традиционных предновогодних скидок. Преференции можно получить лишь на отдельные невостребованные модификации, поскольку в целом выполнение годовых планов для дилеров не станет проблемой. Если в 2014 году речи о скидках не шло из-за ажиотажного спроса в результате девальвации рубля, то теперь дилеры мало что могут предложить клиентам из-за дефицита машин.
Традиционных новогодних распродаж в автосалонах, связанных со стремлением дилеров выполнить годовые планы, на этот раз не предвидится, следует из опроса, проведенного “Ъ” среди участников рынка. «Похожая ситуация с отсутствием распродаж наблюдалась в 2014 году, когда был значительный скачок курса евро»,— отмечает директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский. С этим соглашается глава «Фаворит Моторс» Владимир Попов, вспоминая, что тогда «салоны работали до пяти утра», поскольку клиенты хотели обменять обесценивающиеся рубли на машины. «Ситуация была пободрее, но потребитель был в панике, чего сейчас нет. Как и, впрочем, большого склада машин»,— заключает он. Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что в декабре 2014 года дилеры, как и сейчас на фоне дефицита, получили возможность на ажиотажном спросе продавать машины с большей маржинальностью.
«Сейчас у дилеров нет традиционных предновогодних распродаж, потому что не хватает автомобилей. Во многом из-за дефицита сокращены скидочные программы и распространяются только на определенные модели: в зависимости от бренда, модели, комплектации, есть ли автомобиль в наличии и прочих факторов»,— продолжает Андрей Каменский. Гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский напоминает тем не менее, что в декабре, «безусловно, всем дилерам надо выполнять планы и закрывать финансовый год»: «По ряду брендов идет коррекция политики продаж, и дилеры готовы снижать маржинальность. Нельзя это назвать скидками, но у клиентов есть возможность получить дополнительные преимущества». «Прежде в конце года клиенты могли рассчитывать на предновогодние скидки»,— заключает он.
В основном дилеры говорят о преференциях при сдаче машины в трейд-ин.
Например, «Фаворит Моторс» запускает скидку для таких случаев в 2,5–3%, но только на машины, срок хранения которых превысил 120 дней. Глава «Автоспеццентра» Андрей Терлюкевич добавляет, что сегодня можно с выгодой по сравнению с октябрем—ноябрем купить автомобили брендов Nissan, Infinity, Skoda, Kia. Сергей Удалов говорит, что в целом реализация невостребованных остатков со скидкой через трейд-ин выгодна как для продавца, так и для покупателя, хотя, конечно, дилер в итоге получает возможность не только избавиться от склада, но и заработать на полученном автомобиле.
По словам господина Терлюкевича, раньше речь шла о предновогодних скидках и акциях, которые запускали еще осенью с целью продать «старый год», потому что с середины января начинали поступать модели нового года:
«Теперь такой проблемы нет из-за дефицита. Наоборот, с нового года машины будут только дорожать».
Как писал “Ъ” 7 декабря, аналитики ожидают роста цен на машины с января в среднем на 2–3%. Это соответствует примерным темпам роста цен в этом году. Так, за две недели декабря прайс-листы обновили восемь брендов, включая АвтоВАЗ. Как следует из данных «Автостата», машины Lada с 1 декабря подорожали на 1–5% (от 8 тыс. до 40 тыс. руб.). В агентстве отмечают, что удорожание по большинству моделей составило 2,5–5,0% (25–40 тыс. руб.). На минимальные 8–16 тыс. руб. подорожали только внедорожники семейства Niva Legend. До этого машины бренда дорожали в середине октября, но скромнее — на 6,6–20 тыс. руб. Это довольно традиционная схема обновления прайс-листов: как правило, модели дорожают раз в два месяца. Так, в ноябре среднее повышение составляло 0,4–8%, а ценники обновляли все ключевые корейские, европейские и китайские бренды.