Восстановили статус-кво

В Ульяновской области для улучшения работы переформатируют министерства

Правительство Ульяновской области готовит новую структуру, меняя функционал двух министерств и назначая еще одного министра. Минэку вернут функции анализа и прогнозирования, ранее переданные в Центр стратегических исследований, разрозненные функции по управлению имуществом и земельным отношениям объединят в одном министерстве вместе с архитектурой, а блок строительства вольют в министерство жилкомкомплекса. Фактически по многом будут восстановлены функции министерств, которые были до реформ, проведенных при губернаторе Сергее Морозове. Чиновники уверены в необходимости изменений в целях повышения эффективности управления, эксперты, напротив, не уверены в эффективности ­перестройки.

Фото: пресс-служба губернатора Ульяновскрй области

Во вторник на заседании штаба по комплексному развитию председатель облправительства Владимир Разумков (назначен на эту должность 12 ноября 2021 года) доложил губернатору Алексею Русских о формировании новой структуры кабмина.

Как отметил господин Разумков, в структуре облправительства будет создано министерство архитектуры, земельных и имущественных отношений, «это требование времени». По его словам, до сего дня функции управления имуществом исполняются разрозненными специалистами в разных министерствах, в ряде органах власти такие специалисты вообще отсутствуют, большинство решений по территориальному и инфраструктурному развитию «не синхронизированы между собой, полностью отсутствует система контроля за архитектурным обликом муниципальных образований». Теперь в один блок «будут объединены все структуры, занимающиеся формированием архитектурного облика региона и связанных с ним земельных вопросов, а также вопросов управления имуществом».

Господин Разумков также сообщил, что при этом строительный блок сегодняшнего министерства строительства и архитектуры вольется в министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса (минЖКК).

Кроме того, по словам премьера, будет введена новая должность — министра цифровизации и связи, которая «не подразумевает под собой отдельные структуры», но «объединит разрозненные подведомственные организации этого направления» — «Правительство для граждан», Агентство технологического развития, Центр управления регионом, Центр организации дорожного движения.

Владимир Разумков также доложил, что «одной из важнейших задач реформирования структуры органов власти будет также восстановление полноценных функций регионального министерства экономического развития», «в его структуру будет возвращена одна из ключевых базисных экономических функций (анализ региональной экономики и социально-экономическое прогнозирование), переданная в прошлом Центру стратегических исследований (ЦСИ).

По словам Владимира Разумкова, реорганизация пройдет без увеличения штатной численности правительства, окончательное утверждение структуры пройдет до конца года, а в 2022 году «еще предстоит оценка эффективности всей подведомственной сети региона и ее ­реорганизация».

Фактически новая структура возвращает функциональный статус ведомств, существовавший ранее, до реформ, произведенных губернатором Сергеем Морозовым. Так, блок имущественных и земельных отношений уже был отдельной структурой. В июне 2006 года комитет по управлению имуществом был преобразован в минимущества, затем с 2009 года снова стал департаментом в финансовоэкономическом блоке, а с января 2014 года был выведен из облправительства в агентство по управлению госимуществом. В мае 2019 года агентство расформировали, а его функции разделили между профильными министерствами облправительства.

Аналогичная ситуация сложилась и с минэкономразвития. В 2016 году аналитические и прогнозные функции минэка были переданы в созданное АНО «Центр стратегических исследований», руководить которым стал бывший министр экономики Олег Асмус, а минэк­ был переименован в министерство развития конкуренции и экономики, хотя развитием конкуренции не занималось (УФАС имело к облправительству ряд претензий в сферах цифровизации, соцпитания и здравоохранения).

О том, что необходимо вернуть в единое министерство имущественные отношения и объединить под единым руководством цифровую трансформацию региона, губернатор региона Алексей Русских заявил в интервью «Ъ» в начале октября этого года, после его избрания ­губернатором.

В беседе с «Ъ» господин Разумков пояснил, что других структурных изменений облправительства «пока не предвидится», будущие руководители уже определены. Впрочем, назвать персоналии до их утверждения премьер отказался.

Между тем собеседник «Ъ» в правительстве региона заметил, что взаимосвязь архитектуры и имущественных отношений «достаточно косвенная», «но это лучше, чем передача имущественных отношений в финансовоэкономический блок». Другой собеседник в кабмине заметил, что в появлении блока строительства в минЖКК «ничего страшного нет», «у нас уже было министерство строительства и ЖКК», «к тому же, в сфере ЖКК много функционала, пересекающегося со ­строительством».

По данным источника в облправительстве, «на должности министра цифровизации и, возможно, министра архитектуры и имущественных отношений планируются руководители не из Ульяновской области».

И.о. первого зампреда облправительства Марина Алексеева считает реформу правильной, поскольку «после передачи функций анализа и прогнозирования из минэка в ЦСИ министерство фактически непосредственно экономикой не занималось, хотя анализ и прогнозирование — это все-таки государственные функции и базис для формирования бюджета». «Сейчас минэк возвращает свой нормальный облик. Кроме того, это повысит контроль качества и ускоряет взаимодействие в решении задач»,— отметила госпожа Алексеева. По ее словам, численность минэка увеличится за счет перехода специалистов из ЦСИ, но в целом бюджетные расходы не вырастут, поскольку при этом для ЦСИ снизится субси­дирование.

Доктор экономических наук, зав­кафедрой экономического анализа и госуправления УлГУ, эксперт региональной Общественной палаты Анатолий Лапин считает, что не было необходимости срочно менять структуру, сначала необходима стратегия развития региона, под которую затем формируют и структуру правительства. По его мнению, отбор функций анализа и прогноза у ЦСИ снизит глубину изучения проблем, поскольку у ЦСИ возможностей было больше. «Беспокоит, что опять планируется назначение неместных руководителей. А мы уже это все проходили, им потребуется много времени, чтобы войти в курс дел, и неизвестно, войдут ли, а внятных критериев отбора руководителей нет»,— сказал эксперт, заметив, что дело «не в структуре, а в персоналиях, и эффективный руководитель сможет работать в любой структуре».

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента