«Игра видится крайне опасной»
Дмитрий Дризе — о переговорах Владимира Путина и Си Цзиньпина
Видеоконференция с участием президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина состоится 15 декабря. Среди прочего лидеры двух стран намерены обсудить «агрессивную риторику» стран НАТО. Кроме того, будут подведены итоги стратегического партнерства. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что нынешняя встреча глав двух стран — это недвусмысленный сигнал Западу.
Официальная повестка видеосаммита президента России и председателя КНР на этот раз выглядит вполне конкретной. Минимум непонятных протокольных формулировок: лидеры обсудят направления стратегического партнерства и агрессивную риторику НАТО. Понятно, что встреча имеет чрезвычайно важное политическое значение.
14 декабря Владимир Путин поговорил по телефону сразу с несколькими западными партнерами. А именно с президентами Франции и Финляндии, а также с премьером Великобритании. Главной темой, естественно, была Украина ее вооружение странами Североатлантического альянса, что, с точки зрения Кремля, является недопустимым. Среди прочего лидеры двух стран намерены обсудить «агрессивную риторику» стран НАТО. Собственно, дальнейший вывод ясен: если вы, западные партнеры, нас не слышите, вот товарищ Си, он Россию понимает, именно с ним мы и будем строить дальнейшие взаимоотношения, дружить будем против вас, уважаемые господа. А что касается экономики, то большой Китай с удовольствием купит наши энергоресурсы.
Иными словами, те самые «красные линии», которые вы так не хотите чертить, складываются сами собой, без вашего желания. Будем создавать новую архитектуру международной безопасности исключительно с восточным партнером.
Сложно сказать, насколько Европа и США проникнутся столь безрадостной для них перспективой и пойдут на уступки. Судя по количеству телефонных переговоров, видимо, с их стороны есть некоторые опасения.
Однако главный вопрос звучит так: насколько этот самый новый мир с разворотом на Восток устраивает современную Россию и ее население? Одно дело, если мы стращаем партнеров, а другое — всерьез разворачиваемся. Ведь не секрет, что большой восточный сосед вполне может задушить в своих дружеских объятиях.
Здесь такой порядок вещей: если сказал «а», значит, говори и «б». Это означает, что тот самый разворот не может быть все время на словах. Рано или поздно он должен состояться на деле. Готовы ли к этому власти, элиты и российское население? На этот вопрос сложно ответить однозначно.
Россия же, как известно, евразийская, а не азиатская держава. Кажется, что Европы в нас больше, чем Азии. И что могут в итоге сказать партнеры? Не хотите, как хотите, разворачивайтесь.
Что касается войны, о которой так много говорится в последнее время, так победитель в ней неочевиден, а последствия видятся разрушительными.
Однако и Китаю тоже нужен Запад, даже больше, чем России. В нынешнем мире одно не может существовать без другого, все, так или иначе, взаимосвязано. Такая игра между двух огней видится крайне опасной. Может случиться так, что Запад с Востоком в итоге договорятся, а мы останемся не у дел. Впрочем, пока цивилизованный Запад собирается как минимум продолжать диалог.
Оптимизма, конечно, на этот счет немного, однако это все-таки лучше, чем грозить друг другу военными мерами.
Что касается Китая, кажется, что дружить с кем-то против кого-то — не совсем верное направление стратегического партнерства. Пусть все-таки экономика будет на первом месте — ради общей пользы и интересов собственного населения.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.