Нацпроект идет своей дорогой
Как ремонтировалась и строилась дорожная сеть в 2021 году
Завершается третий год реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). Основное достижение 2021 года — ремонт, реконструкция и строительство более 16,5 тыс. федеральных, региональных и местных дорог. Всего за три года в рамках БКД удалось обновить почти 50 тыс. км автотрасс, что уже привело к росту качества передвижения по дорогам страны и заметному сокращению числа ДТП и их жертв.
Ремонтируй это
Состояние дорожной сети на протяжении многих лет являлось одной из самых обсуждаемых тем в России. Из-за хронической нехватки денег многие автодороги не ремонтировались с советских времен, годами находясь в аварийном состоянии. В 2000-х годах удалось наладить стабильное финансирование федеральной сети, но региональные, межмуниципальные и муниципальные дороги по-прежнему вызывали массу вопросов у населения. Субъекты федерации пытались решить эту проблему собственными силами, получая поддержку у федерального бюджета.
Президент Владимир Путин поднял эту тему в сентябре 2016 года. «Многие дороги даже в городах-миллионниках серьезно запущены,— сказал он в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.— Эту проблему, безусловно, нужно решать — и гораздо большими темпами, чем это было до сих пор». В 2017–2018 годах по инициативе Минтранса РФ началась реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Тогда за счет координации разработки региональных программ при финансовой поддержке федерального бюджета в 36 городских агломерациях удалось довести долю отремонтированных дорог с 38% до 62%. Полученный опыт был признан крайне успешным и трансформировался в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который реализуется с 2019 года практически по всей стране (в 2021 году переименован в «Безопасные качественные дороги»). За три года в общей сложности удалось отремонтировать более 48 тыс. км дорог.
Дороги контролируют датчиками и камерами
Мероприятия, входящие в федпроект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», напрямую с ремонтом и строительством не связаны, но важны в целом для дорожной отрасли. Их можно поделить на несколько блоков.
Первый блок — это организация различного вида контроля за дорожным движением. Одним из самым эффективных способов снизить количество нарушителей ПДД и уменьшить аварийность на дорогах является установка автоматических камер фотовидеофиксации. Сейчас на российских дорогах работает более 23 тыс. комплексов, парк приборов планируется расширить почти вдвое к 2030 году — на это в БКД предусмотрено 28,7 млрд руб. Только в текущем году в 84 субъектах установлено около 1 тыс. камер.
Другая проблема — нарушение грузовыми автомобилями весогабаритных параметров, что приводит к преждевременному износу дорожного покрытия. Для контроля и наказания этого вида нарушителей применяются автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК). В 2018–2020 годах в рамках приоритетного, а затем и национального проекта было установлено 193 таких систем, в 2021 году — еще 112. До конца 2030 года число АПВГК на региональной и межмуниципальной сети планируется нарастить почти до 600 штук. Что касается федеральной сети, то до конца 2030 года таких станций будет уже 417. Федпроектом предусмотрено также изменение законодательства по усилению санкций в отношении любителей ездить с «перевесом»: соответствующие предложения уже сформированы и вошли в проект нового КоАП.
Второй блок — это мероприятия по управлению движением с помощью интеллектуальных транспортных систем (ИТС) или их элементов. С их помощью оптимизируются условия перемещения транспортных потоков и, как следствие, снижается риск ДТП. В 2021 году финансирование на внедрение ИТС было предоставлено 24 регионам. В Рязанской области, к примеру, в течение 2021 года на дорогах ставились «умные» адаптивные светофоры с датчиками движения. В Волгограде строится центр управления транспортом, позволяющий контролировать все светофоры. Многие регионы в уходящем году успели провести конкурсы для развертывания ИТС в 2022 году. 67 таких систем, согласно паспорту нацпроекта, должно быть внедрено к 2030 году в городах с населением более 300 тыс. человек.
Первоначальный план обновления региональных и межмуниципальных дорог был рассчитан до 2024 года, но по решению президента все нацпроекты были переформатированы и продлены до 2030 года. В 2021 году нацпроект БКД значительно расширился, в нем были установлены новые показатели (см. инфографику), добавлены два новых федеральных проекта по обновлению пассажирского наземного транспорта и развитию федеральной дорожной сети, к 83 субъектам-участникам присоединилась Санкт-Петербургская городская агломерация. Сегодня нацпроект включает фактически весь ремонт и строительство основных дорожных объектов в стране. Общая сумма финансирования, выделенная на нацпроект до 2030 года, превышает беспрецедентные 3,7 трлн руб. (данные из паспорта национального проекта).
Как и в прошлые годы, в 2021 году основное внимание было направлено на ремонт дорожной сети. В текущем году число регионов—участников проекта БКД увеличилось до 84, агломераций — до 105. Общая протяженность объектов ремонта, реконструкции и строительства превысила 16,5 тыс. км. По данным на начало декабря, 97% всех работ завершены.
В ноябре, к примеру, в Забайкалье завершился ремонт последнего участка региональной трассы Могойтуй—Сретенск—Олочи, проходящей по территории семи районов и обеспечивающей связь между двумя федеральными трассами. Дорогу ремонтировали частями: 34 км — в 2019 году, 19 км — в 2020 году и последние 20 км — в 2021 году. В Ямало-Ненецком автономном округе в конце года закончились работы по ремонту 40 км региональных трасс и 9,2 км муниципальных автодорог в городах Салехард и Лабытнанги. В Ярославской области в нормативное состояние привели 6,3 км трассы Ярославль—Рыбинск и 5,6 км дороги Нагорье—Берендеево.
В ноябре были определены 11 регионов-лидеров, добившихся наибольших успехов в реализации нацпроекта в 2021 году: среди них — Белгородская, Ивановская, Курская, Липецкая, Мурманская, Пензенская, Оренбургская, Тульская области, Кабардино-Балкарская Республика, республики Адыгея и Татарстан.
Тоже являются частью проекта
Внутри БКД стоит выделить несколько важных социальных направлений. В первую очередь это строительство новых тротуаров, пандусов, заниженных бордюров и прочей инфраструктуры для удобства перемещения людей с ограниченными возможностями. В 2020 году было отремонтировано в общей сложности около 1,3 тыс. объектов, которыми пользуются маломобильные граждане, по итогам 2021 года — порядка 1,6 тыс.
В качестве примера можно привести Пермь, где был отремонтирован участок улицы Братьев Игнатовых, рядом с которой находится городская клиническая больница. Вдоль проезжей части оборудованы машино-места для людей с ограниченными возможностями, а на пешеходных переходах уложена специальная тактильная плитка для слабовидящих. В Новокузнецке помимо заниженных бордюров на пешеходных переходах и тактильной плитки установили светофоры вызывного типа с дублирующей звуковой сигнализацией. Параллельно с работами по благоустройству в рамках федпроекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» для регионов весь год на условиях льготного лизинга предоставлялись низкопольные автобусы и троллейбусы с откидными пандусами, местами для крепления инвалидной коляски, а также местами для собак-поводырей.
Другой «социальный» блок мероприятий нацпроекта БКД — ремонт автодорог к больницам и поликлиникам, что особенно важно на фоне продолжающейся пандемии, когда необходимо иметь стабильное транспортное сообщение с медицинскими учреждениями. С 2019 года было отремонтировано в общей сложности более 800 таких дорог, в 2021 году — еще 400 общей протяженностью 1,1 тыс. км.
В Саратовской области благодаря ремонту двух участков автодороги Аркадак—Турки стал более удобным подъезд к местной больнице. «У нас доставка больных до больницы сократилась,— рассказывает фельдшер ФАП Семеновского муниципального образования Аркадакского района Татьяна Шульга.— Мы теперь больного можем доставить за 15 минут, а не за 30–40, как раньше. Раньше на дороге были одни ямы, нужно было постоянно их объезжать — время теряется, на кочках подпрыгиваешь. Представьте, нужно доставить сердечника в больницу, чтобы он минимально чувствовал болевой синдром, или пациента с аппендицитом. Сейчас все хорошо». В Пскове отремонтировали 565-метровую улицу Алтаева, ведущую к детской поликлинике. В Кирове привели в порядок участок Боровой улицы, расположенной рядом с городской больницей.
Еще одно социальное направление — это ремонт дорог к детским садам и школам: с 2019 года в нормативное состояние привели более 1,4 тыс. таких улиц, в 2021 году — еще 780 объектов общей протяженностью 1,5 тыс. км. В Удмуртии, к примеру, отремонтировали более 51 км дорог к детским учреждениям в Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Можге и Камбарке. В рамках ремонта были обновлены тротуары, построен пешеходный переход, установлены ограждения, подчеркивает замглавы администрации Первомайского района города Ижевска Сергей Кабанов. В Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области отремонтировали 57 км магистралей, входящих в дорожную сеть школьных маршрутов. Во Владимире завершили обустройство участка автодороги Коммунар—Заклязьменский—Уварово—Бухолово, необходимой в качестве подъезда к новому зданию школы №46.
Отдельно стоит выделить ремонт автодорог, входящих в туристические маршруты — жители и гости регионов пользуются этими трассами, чтобы добраться до уникальных памятников архитектуры и природных заповедников. В 2021 году в нормативное состояние привели 388 таких трасс общей протяженностью 2 тыс. км. Отремонтированы, к примеру, две городские магистрали в Суздале — одном из самых красивых городов Золотого кольца России. В деревне Норинская Коношского района Архангельской области в порядок привели 25-километровый участок автодороги Коноша—Вельск, которая ведет от райцентра к месту, где в ссылке жил поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский и где работает посвященный ему музей. В Астраханской области был отремонтирован участок трассы Ахтубинск—Нижний Баскунчак, по которой можно добраться до соленого озера Баскунчак, расположенного на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника. Эта дорога особенно важна в летние месяцы, когда озеро пользуется популярностью среди туристов, приезжающих принять грязевые ванны и искупаться в растворе солей. В Тверской области в 2021 году обновили 27,8 км дороги к озеру Селигер и Нило-Столобенской пустыни. В Курганской области в порядок привели 4,2-километровый участок дороги к поселку-курорту «Озеро Медвежье», которое благодаря соленой воде называют «зауральским Мертвым морем». Ну и, наконец, в Удмуртии был отремонтирован участок дороги к резиденции удмуртского Деда Мороза — Тол Бабая — в старинном селе Шаркан, что станет хорошей новостью для туристов в наступающем новом году.
Что построено, то не сломать
Вопреки распространенному заблуждению, одним только ремонтом БКД не ограничивается: ведется строительство абсолютно новых региональных дорог, мостов и путепроводов. С 2019 года работы начались на 140 таких объектах, 120 из них уже сданы в эксплуатацию, работа на остальных завершится до конца 2021 года. Один из последних уже введенных в эксплуатацию — мост на улице Челюскинцев в Барнауле, открытый после реконструкции. Он был построен еще в 1970 году. Еще один капиталоемкий объект — это путепровод в Кургане, реконструкция которого началась в 2019 году и закончилась в 2021-м. В начале ноября во Всеволожске на год раньше запланированного срока открыли движение по новому четырехполосному путепроводу над железной дорогой, соединившему две части города. В Уфе был сдан и открыт для движения 688-метровый мост через реку Белая, обеспечивающий выезд на федеральную трассу М5 «Урал», что стало для жителей счастливой новостью.
Что касается федеральных трасс, то они реконструируются и прирастают новыми участками в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети», цель которого — повысить уровень связности регионов за счет строительства обходов, развязок и искусственных сооружений. В состав федпроекта с 2021 году вошли мероприятия, ранее включенные в нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». По данным на начало декабря, реконструировано и построено в общей сложности около 250 км федеральных дорог, часть объектов уже сданы в эксплуатацию.
Один из последних примеров — это реконструкция федеральной дороги А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург—Выборг — граница с Финляндией. Работы здесь начались еще в 2014 году и продолжаются поэтапно уже в рамках БКД. В ноябре 2021 года движение транспорта на участке 65–80-й км было открыто уже по новой, по сути, шестиполосной дороге (раньше она была двухполосной) с разделительным барьером и освещением. Также была реконструирована одна из развязок, построены внеуличные переходы. Работы на трассе продолжаются, осенью 2022 года планируется реконструировать участок уже до 100-го км.
В октябре в Татарстане окрыли рабочее движение по новому 392-метровому мосту через реку Свияга (в составе трассы М-7 «Волга»), построенному всего за два года: старый мост 1996 года постройки был закрыт на реконструкцию. В подмосковной Рузе в 2021 году на два месяца раньше завершили реконструкцию моста через реку Вейна в составе «большой бетонки» А-108. Старый мост был построен еще в 1965 году, его демонтировали, на его месте построили новый протяженностью 150 м с двумя полосами движения в каждую сторону. В Амурской области также после реконструкции ввели в эксплуатацию семикилометровый участок трассы А-360 «Лена». В Мурманской области на трассе «Кола» после двухлетней реконструкции (фактически — постройки нового) ввели в эксплуатацию мост через реку Тулома. В Кузбассе завершилось инженерное обустройство, монтаж водоотвода и строительство площадок для отдыха на обходе Мариинска (19,2 км, часть автотрассы Р-255 «Сибирь»), рабочее движение по которому запустили еще в прошлом году. Параллельно с этим с 2015 года идет строительство обхода Гудермеса в Чеченской Республике в составе трассы Р-217 «Кавказ». 27 км дороги уже построено (первый и второй этапы проекта), сейчас работы идут на третьем — протяженностью 9 км. Возводятся искусственные сооружения, и строятся развязки с местными дорогами.
Помимо объектов Росавтодора в федпроект «Развитие федеральной магистральной сети» входят также трассы, находящиеся в управлении государственной компании «Автодор». Автодорога М-1 «Беларусь», к примеру, в этом году реконструировалась на участке 45–66-й км (работы начались еще в 2019 году и в текущем году завершились). В следующем году начнется капремонт участка 17–25-й км. На трассе М-4 «Дон» в текущем году будут завершены работы после реконструкции на участке 275–287-й км в Тульской области. В этом месте трасса проходит по холмистой местности, представляя собой серию резких спусков и крутых подъемов, из-за чего дорожники прозвали участок «тульскими горками».
Экспертная оценка
«За этот год мы проделали огромную теоретическую и практическую работу,— комментирует результаты нацпроекта БКД его куратор заместитель председатель правительства России Марат Хуснуллин.— Финальное подведение итогов будет позднее, но уже сейчас можно сказать, что с намеченным объемом работ мы справились и сейчас идем с перевыполнением планов. При этом многие регионы досрочно выполнили свою программу на этот год и уже начали подготовку к новому строительному сезону». Он напомнил, что глобальная цель БКД — это доведение до нормативного состояния 85% дорог в 105 городских агломерациях и не менее 60% региональных дорог к 2030 году. Параллельно, рассказывает зампред правительства, идет работа над созданием опорной сети дорог, куда вошло 138 тыс. км наиболее значимых региональных, федеральных и межмуниципальных дорог, которым в ближайшие годы (в том числе в рамках БКД) будет уделяться особое внимание. «Надежная дорожная сеть — это принципиальное условие для социально-экономического развития любого региона и страны в целом»,— поясняет Марат Хуснуллин.
На отдельном контроле правительство России держит дорожные мегапроекты. «В тесном контакте работаем с регионами и федеральными органами исполнительной власти по строительству трассы М-12 Москва—Нижний Новгород—Казань,— рассказывает он.— Сейчас работы ведутся на всех этапах, и первый участок мы откроем уже в 2022 году. Активно обсуждаем сейчас и "Меридиан" (проект автотрассы, которая должна связать Европу и Китай.— “Ъ”). Мы также планируем продолжить строительство дорог в Южном федеральном округе. И, конечно, отдельное внимание, в том числе по поручению президента, мы уделяем безопасности дорожного движения и снижению смертности на дорогах».
За годы реализации национального проекта БКД очевидны положительные изменения в состоянии региональной и межмуниципальной дорожной сети, отмечает председатель правления Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин. Он также подчеркнул, что, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, дорожники сумели выполнить поставленные в рамках нацпроекта задачи. Не коснулась БКД и обсуждавшаяся в течение года проблема с повышением цен на стройматериалы и оттоком рабочей силы.
В ходе реализации приоритетного и национального проектов БКД динамика снижения смертности на дорогах «стала соответствовать лучшим мировым практикам», говорит председатель общественной совета Минтранса России, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «До европейских лидеров по снижению уровня аварийности нам еще далеко, но наметившаяся динамика — это уже очень хороший результат,— говорит он.— Образно выражаясь, мы пока не стали чемпионами, но уже двигаемся в лучшую сторону». Фактически, говорит Михаил Блинкин, за три года существования БКД обновлено было около 10% всех дорог, на которых совершается основная полезная работа: это перевозки грузов и пассажиров, личные поездки граждан и т. д. Результат в виде снижения аварийности, заметил эксперт, был обеспечен не одним только ремонтом дорог, а совокупностью мероприятий, включая установку камер, обновление парка автомобилей, улучшение медицины катастроф и т. д.
Планы на будущее
В 2022 году работа по нацпроекту продолжится: в план ремонта, реконструкции и строительства уже вошли более 4 тыс. объектов протяженностью более 15 тыс. км. Большая их часть уже законтрактована, а значит, на местах работы начнутся сразу, как позволит погода (то есть в марте-апреле). Кроме того, в предстоящем году в рамках БКД начнется новый этап ремонта региональных путепроводов, мостов и эстакад. Сегодня, по оценкам Росавтодора, в аварийном состоянии находится более 1 тыс. разных искусственных сооружений, ремонта требует более 5,7 тыс. объектов. Разработана отдельная программа по реконструкции искусственных сооружений в субъектах федерации, вошедшая в состав федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть». Субъекты федерации получат до 2024 года более 400 млрд руб. на ремонт 100 км мостов, эстакад и путепроводов.
В 2022 году также будут разрабатываться мероприятия по дальнейшему развитию дорожно-транспортного комплекса. В октябре 2021 года на расширенном заседании президиума госсовета обсуждалась Транспортная стратегия России до 2035 года (утверждена распоряжением правительства от 27 ноября), по итогам которой президент России дал ряд важных поручений правительству. В частности, планируется определить источники финансирования опорной дорожной сети и разработать новые принципы формирования дорожных фонтов. Сейчас основной источник их пополнения — это акцизы на бензин, но эти принципы нужно пересмотреть с учетом массового распространения электромобилей и другого транспорта на альтернативных видах топлива.