В сохранении исторического наследия Ростову явно не хватает политической воли

Координатор движения «МойФасад» о сносе домов в историческом центре Ростова

В историческом центре Ростова-на-Дону за последние недели было снесено несколько зданий, признанных аварийными. В администрации города утверждают, что нет иных вариантов, кроме сноса, так как дома уже не подлежат реставрации и могут представлять опасность для жителей. С этим не согласны общественники. О возможных мерах по сохранению исторического наследия Ростова рассуждает экскурсовод, координатор движения «МойФасад» Геннадий Крольман.

Ростов-на-Дону — город с удивительно хорошо сохранившимся историческим центром. Дореволюционных зданий здесь около двух с половиной тысяч. Это четвертое место по всей России. В Ростове таких старых домов в два раза больше, чем в Нижнем Новгороде, и где-то в 4-5 раз больше, чем в Казани.

Центр Ростова — музей под открытым небом. Истории в нем на любой вкус: купеческие, бандитские, революционные и культурные. И военные — 85% застройки города разрушили в годы Великой Отечественной войны. После нее ростовчане восстанавливали Ростов два десятка лет, многие здания собирали буквально по кирпичику.

Ценность этого наследия администрация, судя по всему, не осознает. За последние десять лет в городе снесли полторы сотни домов. На конец этого года около 200 зданий признаны аварийными. Почти все они не охраняются законом и с большой вероятностью будут снесены. У части таких домов нет даже трещин и внешних повреждений на стенах.

На местах сносов появляются или пустыри, или многоэтажки. Никаких программ по сохранению исторического наследия в городе нет. Сами дома после выселения жильцов разворовывают — администрация даже не закрывает входы.

Какие-либо решения в области сохранения старых домов появляются только под давлением общественности. И то кривые.

Один из последних примеров — муниципальная программа «Рубль за квадратный метр». Она предполагает, что инвестор сможет взять в аренду на 49 лет исторические здания, находящиеся в неудовлетворительном состоянии. После проведения реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию арендная плата для инвестора составит 1 руб. за 1 кв. м, и он сможет сдавать такой объект в субаренду, чтобы окупить затраты. Программу ввели в этом году в апреле, но еще ни одного случая начала ее работы мы не видели. Ощущение, что программу задвинули в дальний угол стола. В том же Томске такая программа показывает свою эффективность: в городе восстанавливают старые дома из руин.

Практик из других регионов, которые стоит перенять, много. Можно привлекать для этого инвесторов, которые будут арендовать такие дома либо владеть ими. Например, в Калининградской области собираются выдавать кредиты на восстановление объектов культурного наследия.

Можно эффективно работать и на бюджетные деньги. Во Владикавказе недавно отреставрировали дом ростовского купца Ходякова, и это один из лучших примеров, что я видел во всей стране.

В Ростове ничего такого не происходит. При этом в городе есть люди, которые готовы восстанавливать исторические здания. Они превращают их в креативные пространства и ресторанные кластеры. Есть такие, кто готов выкупать такие объекты под жилье, но по разным причинам они не могут этого сделать. И деньги тут далеко не главное.

В сохранении исторического наследия Ростову явно не хватает политической воли. Администрация не особо заинтересована в этом. Возможно, чем больше людей будут ценить старый центр и рассказывать, почему он им важен, тем скорее ее мнение поменяется.

Вся лента