«Удмуртавтодор» отдадут за полцены

Правительство Удмуртии объявило новые условия продажи акций

Правительство Удмуртии изменило условия приватизации АО «Удмуртавтодор». Крупнейшее дорожное предприятие республики будет выставлено на продажу посредством публичного предложения. К такому решению власти пришли после двух несостоявшихся аукционов, на которых начальная цена пакета акций составляла 3,32 млрд руб. Теперь приобрести акции компании инвесторы смогут в два раза дешевле. Эксперты отмечают, что предприятию будет сложно найти инвестора из-за крупного долга.

Фото: Евгений Зайцев, Коммерсантъ

После двух несостоявшихся аукционов по продаже 100% акций АО «Удмуртавтодор» правительство республики изменило способ приватизации предприятия на продажу посредством публичного предложения. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства республики Ярослав Семенов. Ранее аукционы по продаже компании были признаны несостоявшимися, поскольку ни один инвестор не заявился.

Изначально цена предприятия была установлена в размере 3,32 млрд руб. Теперь минимальная стоимость предложения, по которой может быть продано предприятие, установлена в размере 1,66 млрд руб.

Как пояснил «Ъ-Удмуртия» Ярослав Семенов, такой механизм был выбран исходя из российского законодательства, которое предполагает последовательное применение способов приватизации при продаже государственного имущества. «Если торги с применением одного способа признаются несостоявшимися, то применяется следующий. Так было и с "Удмуртавтодором", когда аукционы по продаже акций предприятия дважды были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Теперь минимальная цена предложения, по которой может быть продано предприятие составляет 50% начальной цены аукциона. Она, в свою очередь, составляла 3 млрд руб»,— пояснил господин Семенов.

Премьер отметил, что для «Удмуртавтодора» остро стоит вопрос привлечения внешнего инвестора, поскольку финансово-экономическое положение предприятия неудовлетворительное.

«Дело не только в обновлении парка специализированной техники, асфальто-бетонного завода, но и в обеспечении нормального функционирования предприятия в целом. Отмечу, что накопленная десятилетиями кредиторская задолженность сейчас составляет чуть менее 2 млрд руб. В случае приватизации, она ложится на инвестора. Речи о "потере" предприятия не идет, оно продолжит работать. Напомню, что большая часть контрактов на 2022 год и частично на 2023 уже расторгованы, поэтому объем заказа у "Удмуртавтодора" есть»,— заверил господин Семенов.

АО «Удмуртавтодор» является крупнейшим предприятием дорожной отрасли Удмуртии. Оно было образовано в 1926 году, в 2019 году было принято решение передать ему 99,99% акций ДП «Ижевское», другого крупного предприятия. Согласно данным Спарк-Интерфакс, АО «Удмуртавтодор» приносило прибыль до 2017 года, когда оно показало чистый убыток 58 млн руб., в 2018 году убыток достиг 399 млн руб., на небольшую прибыль в 274 тыс. руб. «Удмуртавтодор» вышел в 2019 году. В 2020 году чистая прибыль составила 265 тыс. руб., выручка — 3,95 млрд руб.

Председатель постоянной комиссии госсовета Удмуртии по экономической политике Тимур Ягафаров уверен, что процедура публичного предложения ожидаемых результатов не принесет, поскольку у «Удмуртавтодора» слишком крупная кредиторская задолженность. «Мы имеем предприятия, которое месяц за месяцем падает в пропасть. У предприятия более 2 млрд руб. долга и это сложный актив. Но и на этапах объединения с ДП "Ижевское", и на этапах приватизации от региона звучали аргументы в пользу того, чтобы вывести компанию из кризиса и сохранить подрядчика»,— сказал господин Ягафаров.

Как считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, власти Удмуртии пытаются продать предприятие, чтобы найти средства на ремонт дорог. «Сумма существенная, и на фоне падения доходов регионов и муниципалитетов в прошлом году не удивительно, что региональные власти ищут любые возможности для привлечения средств, в том числе путем продажи акций компаний. Но поскольку предполагается, что нижний порог продажи составит лишь половину от первоначальной цены, потенциальные покупатели могут ждать момента, когда стоимость лота снизится»,— полагает Артем Деев.

Эффективность этих решений, предполагает эксперт, будет зависеть не только от объема полученных средств, но от ответственности чиновников и эффективного использования денег, которые будут получены от продажи акций.

Дарья Нестерова, Михаил Красильников

Вся лента