И суда нет
Парламент Татарстана готовится к ликвидации Конституционного суда
Госсовет Татарстана планирует принять в конце следующего года закон об упразднении Конституционного суда республики. На этом настаивает федеральный центр, который внес изменения в судебное законодательство РФ — с конца прошлого года уставные и конституционные суды регионов уже не принимает новые дела к производству. Уже на ближайшей сессии Госсовет намерен поправить свой регламент, исключив из него возможность обращаться в региональный конституционный суд. Депутаты Татарстана считают, что конституционный суд в республике был «эффективным», но готовы проявить «законопослушность» и ликвидировать существовавший с 2000 года институт. Его полномочия могут передать специальному совету при парламенте Татарстана.
Госсовет Татарстана подготовил изменения в собственный регламент, согласно которым парламент больше не может обращаться в конституционный суд республики и участвовать в избрании его судей. Поправки были подготовлены в связи с планами ликвидировать региональный суд к концу следующего года, согласно федеральному законодательству. «С 19 декабря 2020 года конституционные (уставные) суды субъектов РФ уже не могут принимать новые дела в производство, а новые судьи таких судов не назначаются. У нас в регламенте пока это не зафиксировано. Предлагается привести в соответствие с федеральным законом»,— пояснила секретарь Госсовета Лилия Маврина на заседании парламентского комитета по законности и правопорядку.
Напомним, в Татарстане конституционный суд действует с 2000 года. Однако фактически ранее его функции выполнял комитет конституционного надзора Татарстана, появившийся в конце 1990 года. Положение о создании компетенции суда закрепила Конституция Татарстана в 1992 году. Позднее был принят республиканский закон о Конституционном суде Татарстана. А в 1996 году на федеральном уровне был принят закон «О судебной системе РФ», который предусмотрел возможность создания конституционных (уставных) судов в регионах. С 2014 года суд республики возглавляет Фархат Хуснутдинов, всего в составе шесть судей. В прошлом году суд рассмотрел 35 дел.
В действующем регламенте Госсовета говорится, что парламент вправе обратиться в Конституционный суд республики «по вопросам, относящимся к его ведению». Решение суда «доводится до сведения депутатов на очередном его заседании». Также Госсовет, его комитеты обращаются в конституционный суд с запросом «о даче заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений президента Республики Татарстан». Заключение суда «учитывается Государственным Советом при принятии решения о недоверии президенту». Также в регламенте прописан порядок избрания суда депутатами Госсовета (кандидатуры представляют спикер парламента и президент республики).
Однако 17 ноября 2020 года Госдума приняла пакет законопроектов в развитие новой редакции Конституции РФ (одобрена на общероссийском голосовании 1 июля, Госсовет республики также поддержал поправки). Среди них была поправка к закону «О судебной системе», предусматривающая ликвидацию в регионах конституционных и уставных судов с 1 января 2023 года. Вместе с тем, согласно закону, у регионов появилось право создавать при заксобраниях конституционные или уставные советы. Инициаторами этих поправок выступали главы комитетов по законодательству Совета Федерации и Госдумы Андрей Клишас и Павел Крашенинников.
Отметим, что в предыдущей редакции Конституции ст. 118 гласила: «Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом». Теперь же в ней появился закрытый перечень судов, составляющих судебную систему: это Конституционный суд, Верховный суд, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды регионов в этот перечень не вошли. Как член рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ спикер Госсовета Фарид Мухаметшин предлагал закрепить статус таких судов в Основном законе России. «Меня беспокоит, как и многих, что нам не удалось добиться, чтобы конституционный суд субъекта попал в Конституцию»,— говорил позднее господин Мухаметшин.
Непосредственно закон «Об упразднении Конституционного суда РТ», как ожидается, Госсовет примет в третьем квартале 2022 года. Рассмотрение его проекта включено в примерной план законопроектной работы Госсовета (будет утвержден на ближайшей сессии парламента).
Глава комитета Госсовета по законности Шакир Ягудин отметил, что конституционный суд Татарстана — «институт, конечно, был и есть работающий, эффективный». Однако он указал, что, согласно новому федеральному закону «могут быть и другие институты примерно подобные», хотя «не будет судебных полномочий». «Но мы законопослушные»,— объяснила необходимость изменений регламента Лилия Маврина.
Парламент республики пока не создал специальный конституционный совет. По словам господина Ягудина, по распоряжению Фарида Мухаметшина этим будет заниматься специальная рабочая группа. Ее возглавил вице-спикер Госсовета, руководитель фракции «Единой России» Юрий Камалтынов. Он заявил «Ъ», что группа уже несколько раз собиралась по этому вопросу, однако от подробных комментариев о том, как будет работать новый орган при парламенте, господин Камалтынов отказался. «Пока собираем предложения»,— пояснил он.