Добавленные ценности
Екатерина Зиборова о ювелирной индустрии
Мир быстро меняется, и вместе с ним наши стилевые предпочтения. Чтобы оставаться актуальной, ювелирная индустрия, как и любая другая, должна им соответствовать. Эксперименты дизайнеров-новаторов с камнями и металлами сейчас очень востребованы. Крупные ювелирные компании предпочитают работать с бриллиантами размеров XXL и украшениями с цветными камнями, но и алюминий, титан, поделочные камни становятся полноценными фигурантами высокого ювелирного искусства. Ювелиры уверены: после долгого затворничества всем нужна терапия драгоценностями. Массивными, разноцветными, смелыми.
Роскошь не напоказ
Привычный порядок мира и вместе с ним распорядок дня рухнул, когда страны накрыла всеобщая изоляция. И для ювелирных украшений ключевыми факторами стали их эмоциональная связь с владелицей и ее возможность самовыразиться с их помощью. Сочетание формального с неформальным, крупных бриллиантов с домашней одеждой, жемчуга с отсутствием макияжа вновь подтвердило, что украшения носят для себя, а не напоказ. «Я считаю, что роскошь играет важнейшую роль в такие периоды истории, как наш, потому что это символ возрождения и благополучия»,— говорит креативный директор Bvlgari Лючия Сильвестри. Бренд в этом году представил коллекцию Magnifica, в которой нашлось место шпинели весом 131 карат, изумруду в 93 карата и колье с пятью турмалинами параиба общим весом около 500 карат. Кажется, что в одной коллекции собрано все самое ценное и масштабное, что сумели найти геммологи компании.
Уникальные бриллианты
О том, что центральным украшением коллекции высокого ювелирного искусства, посвященной столетию аромата Chanel №5 (в коллекции 123 предмета), станет колье с бриллиантом весом 55,55 карата, ювелирный департамент Chanel объявил еще в марте. Но увидеть колье вживую можно было лишь в сентябре во время Недели моды в Париже. В нем 104 круглых и 42 багетных бриллианта, центральный камень цвета D c характеристикой «безупречный» огранки «изумруд» воспроизводит форму знаменитого флакона. Коллекция №5 стала самой масштабной в истории дома. Chanel не продаст уникальное украшение, оставит его у себя в архивах. А вот в Tiffany & Co. приняли иное решение в отношении изготовленной ее ювелирами уникальной драгоценности. Компания, в начале января после долгих переговоров подписавшая-таки контракт с французским концерном LVMH, на презентации новинок высокого ювелирного искусства в Дубае в конце года представила обновленную версию архивного колье, созданного для Всемирной выставки 1939 года, с 80-каратным бриллиантом овальной огранки. Колье продается, но стоимость его раскрывают только потенциальным покупателям.
Поделочные камни
Некоторые бренды в этом году сделали ставку на крупные и прозрачные цветные камни — характеристика «полудрагоценный» уже пару лет звучит как оскорбление в адрес прекрасных аметистов и кунцитов. Еще одним важным направлением в современном ювелирном искусстве можно считать использование матовых минералов, тех, что называют поделочными. В них меньше блеска, чем в камнях с огранкой, но они успели доказать, что могут быть напарниками для более ценных собратьев, выгодно их оттеняя. К счастью, поделочные камни не являются редкими, а значит, их можно использовать не скупясь для изготовления крупных и ярких украшений. Так поступила парижская марка Messika, задействовав в совместной с Кейт Мосс коллекции высокого ювелирного искусства малахит, бирюзу, перламутр и оникс.
Горный хрусталь тоже часто присутствует в украшениях haute joaillerie. Его очень любит креативный директор Boucheron Клер Шуан. А поскольку она отдает предпочтение новым техникам, в этом году с ее легкой руки хрусталь покрыли расплавленным при высоких температурах металлом, который создал на камне визуальный голографический эффект. Браслет Halo, броши Jack и колье Holographique, собранное из тонких полукружий горного хрусталя с голографическим покрытием и с 20-каратным желтым сапфиром в центре, переливаются всеми цветами радуги. «Я фанат инноваций и очень интересуюсь современной наукой»,— говорит Клер Шуан и признается, что на поиск материала, точно передающего палитру весеннего неба в колье Goutte de Ciel из прошлогодней коллекции Contemplation, ушло около двух лет. Им стал аэрогель, используемый NASA. Пару лет назад Boucheron воспользовался медицинскими сканерами, чтобы изучить и во всех подробностях воспроизвести растения, послужившие прототипами при изготовлении колье в виде гибкого плюща. А технологию создания колец из титана, точно повторяющих форму живых цветов, специалисты марки искали около десяти лет.
Недрагоценные металлы
В поисках новых оригинальных форм дизайнеры все чаще экспериментируют с альтернативными материалами. Легкие и прочные алюминий, титан и карбон проникли и в высокое ювелирное искусство, составляя конкуренцию драгоценным золоту и платине. Трудно поверить в то, что материалы, широко используемые в авиа- и автопроме, а также для производства дешевых предметов массового спроса, могут быть инкрустированы драгоценными камнями. Тем не менее это так.
Алюминий в ювелирном деле обычно используют максимально очищенный от примесей. Ювелиры Hemmerle создают из алюминия украшения уже не первое десятилетие, постоянно совершенствуя техники работы с металлом. Сначала из листов алюминия создают форму, затем устанавливают в нее драгоценные камни, после чего анодируют металл, окрашивая в тон камням. Податливость материала позволяет создавать необычные формы, но на обработку его даже у опытных ювелиров уходят долгие часы.
Один из самых сложных в работе металлов — титан, который ювелиры любят за легкость и возможность окраски в разные цвета путем анодирования. Например, Chopard, в чьих титановых украшениях в этом году звезды вновь появились на красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля. Новая марка известного ювелира Fawaz Gruosi выпустила в этом году несколько коллекций с украшениями из титана разных оттенков. Интересны легчайшие титановые серьги, браслет сложной формы, колье из окрашенного в зеленый цвет титана с изумрудами. Еще труднее работать с карбоном. Он продается рулонами, как ткань, и не поддается обработке после застывания. Карбон часто используют авангардисты Fabio Salini и нью-йоркский ювелир Джеймс де Живанши (племянник модельера Юбера де Живанши), создатель марки Taffin, больше известный своей цветной керамикой. Из-за трудоемкости работы с этими материалами украшения из них могут стоить не меньше украшений из золота и бриллиантов.
Цветные камни
Цены на цветные драгоценные камни сегодня растут не постепенно, на несколько процентов или десятков процентов в год, как было раньше,— они могут подскочить на несколько десятков процентов всего за месяц. Быстро дорожают турмалин параиба, танзаниты, колумбийские и замбийские изумруды, рубины и сапфиры. На ноябрьском аукционе Christie’s Magnificent Jewels брошь Van Cleef & Arpels c 8-каратным негретым бирманским рубином была продана за 4,17 млн швейцарских франков при эстимейте 400–600 тыс. Можно долго размышлять и изучать статистику в поисках ответа на вопрос, каковы причины такого спроса,— очевидно одно: цветные драгоценные камни сегодня кажутся более устойчивым активом, чем бумажные деньги, и даже более интересным, чем бесцветные бриллианты.
Успех на российском рынке
В феврале этого года бренд Cartier удивил даже своих французских коллег размахом и уровнем организации выставки «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier». Событие было посвящено пятилетию совместного реставрационного проекта Эрмитажа и дома Cartier и стало крупнейшей выставкой Cartier в России за всю историю существования бренда. Помимо пяти шедевров из собрания Эрмитажа, отреставрированных при поддержке французского ювелирного дома, в выставке в Эрмитаже и особняке И. К. Мясникова участвовало 35 украшений из исторической Cartier Collection, 368 — из коллекций высокого ювелирного искусства разных лет, 25 драгоценных камней и еще 7 исторических тиар, которые специально привезли из Парижа. Что немаловажно — в условиях закрытых границ.
С масштабным проектом в Москве в октябре выступил дом Van Cleef & Arpels. На третьем этаже Петровского пассажа прошла выставка En Coulisses («За кулисами»). Этот общедоступный культурно-образовательный проект включал экспозицию 49 музейных украшений Van Cleef & Arpels, мастер-классы, которые проводили специально приехавшие из Франции ювелиры марки, лекции экспертов Школы высокого ювелирного искусства Van Cleef & Arpels, выставку балетных фотографий Михаила Логвинова и балетных костюмов Большого театра, а также видеопоказ балета-оперы «Зефир и Флора, или Метаморфозы», постановкой которого на сцене Дома Пашкова 7 октября было положено начало проекту. Классический балет «Зефир и Флора» по инициативе бренда получил новое воплощение с участием ведущих артистов Большого театра. Говорят, почти все из привезенного из Парижа и доступного для покупки было продано.