У ФАС паритет не в приоритете
Антимонопольная служба далека от борьбы отельеров с агрегаторами
Отельерам не удалось заручиться поддержкой Федеральной антимонопольной службы (ФАС) для введения законодательного запрета на установление гостиничными агрегаторами паритета цен. Служба посчитала, что вопрос относится к компетенции Ростуризма, выступающего против дополнительных мер. Но сдаваться бизнесмены пока не намерены: теперь они решили действовать через депутатов Госдумы.
ФАС не поддержала идею бизнеса о законодательном запрете на установление всеми системами бронирования отелей паритета цен (гарантия установления наиболее лучшей цены на конкретной площадке), следует из ответа регулятора на обращение «Опоры России» (копия есть у “Ъ”). Отдельные действия агрегаторов «успешно регулируются существующими требованиями закона о конкуренции», говорится в тексте. В ФАС также отметили, что на рынке позитивно скажется отмена практики паритета цен со стороны Booking.com: другие игроки могут последовать его примеру, также отказавшись от этого условия. В ФАС подтвердили “Ъ” подлинность письма.
Юрист Forward Legal Ростислав Кац называет отказ ФАС правомерным. По его словам, закон о конкуренции уже позволяет реагировать на недобросовестную ценовую политику, а с принятием «пятого антимонопольного пакета», запрещающего различные формы злоупотреблений со стороны цифровых платформ, возможности еще расширятся.
ФАС посоветовала отельерам обратиться в Ростуризм, так как это ведомство сейчас разрабатывает новый закон о туризме, в ходе чего «целесообразно рассматривать возможность законодательного запрета установления паритета цен».
В Ростуризме заявили “Ъ”, что поддерживают подход, при котором платформы онлайн-бронирования не могут навязывать цены отельерам. Но, по мнению ведомства, механизм для его обеспечения уже существует.
В ответе «Опоры России» ФАС также указывает, что законодательный запрет на паритет цен также обсуждался с участниками рынка — ООО «СиБукинг-технолоджи» и структурами «Яндекса». В компаниях на вопросы “Ъ” не ответили. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов, также участвовавший в заседании, говорит, что требования о запрете вводить паритет цен должны быть применены не только к Booking.com, как это произошло недавно, но и для всех агрегаторов. Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников рассчитывает, что организация продолжит дискуссию о полном запрете паритета цен. Один из возможных сценариев — обращение к депутатам Госдумы, говорит он.
Навязывание паритета цен — не единственный повод конфликтов отельеров с агрегаторами.
«Опора России» также направила главе Роспотребнадзора Анне Поповой предложение дополнить вынесенные на рассмотрение Госдумы поправки к закону о защите прав потребителей положениями о запрете владельцам агрегаторов вводить потребителей в заблуждение, указывая, например, что остался последний номер по выгодной цене. Агрегаторы часто размещают на своих сайтах такую информацию, подталкивая потребителей к спонтанным покупкам, говорится в письме «Опоры России». Организация также просит Роспотребнадзор обратить внимание на тот факт, что онлайн-платформы часто предлагают пользователям сдающиеся в краткосрочную аренду квартиры в жилом фонде в качестве апартаментов, хотя этот формат по действующим нормам отнесен к гостиничному, отмечают в организации. В Роспотребнадзоре на вопросы “Ъ” оперативно не ответили.
Хотя эти действия не оказывают прямого негативного влияния на гостиничный рынок, их регулирование — прямой вопрос защиты прав потребителей, считает Вадим Прасов. «Если человек, подбирая средство размещения, видит в выдаче сообщения "осталось три номера, которые сейчас просматривают еще 60 человек", это стимулирует его совершать бронирование»,— рассуждает он.
Юрист Amulex.ru Екатерина Попова называет инициативу «Опоры России» недоработанной. «За потребителями давно закреплено право на получение достоверной информации о товарах и услугах, фраза "остался один номер" не всегда нацелена именно на введение в заблуждение»,— говорит она. Эксперт предполагает, что для регулирования сферы нужны нормы права, которые помимо агрегаторов затронут и маркетплейсы.
Обновление. Заместитель начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский в четверг передал “Ъ”, что в службе содержание письма пока не видели, но поддерживают любые инициативы бизнеса, направленные на формирование благоприятных условий для реализации своих прав. Он добавил, что закон «О защите прав потребителей» уже включает положение, по которому владелец агрегатора информации об услугах (глобальный сайт бронирования) не вправе искажать или изменять информацию, полученную от исполнителя услуги (о свободном номерном фонде).