Курултай пошел на задержания

Региональные парламентарии приготовили нелегальным перевозчикам новые штрафы

Курултай Башкирии предложил новый способ борьбы с нелегальными перевозчиками. Парламентарии разработали и внесли в Госдуму проект поправок в статью КоАП, регламентирующую процесс задержания транспортных средств. Депутаты предлагают законодательно закрепить право задерживать пассажирский транспорт, работающий без маршрутных карт, а расходы на его перемещение и хранение возложить на перевозчиков. Председатель Госсобрания республики Константин Толкачев полагает, что предлагаемые изменения станут эффективным механизмом «наведения порядка на рынке пассажироперевозок». Юристы отмечают, что перевозчики продолжат свою деятельность, даже несмотря на риски.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

В феврале Госдума в первом чтении рассмотрит разработанный парламентом Башкирии законопроект, вносящий изменения в ст. 27.13 КоАП (Задержание транспортного средства). Депутаты Курултая предлагают закрепить в кодексе положение, по которому можно будет не арестовывать, а задерживать пассажирский транспорт, работающий без маршрутных карт, чтобы расходы на эвакуатор и последующее хранение транспорта ложились на перевозчика. Таким образом парламент республики рассчитывает, с одной стороны, получить более эффективный метод борьбы с нелегальными перевозчиками, а с другой — снять с муниципалитетов излишнюю финансовую нагрузку. По действующим сегодня нормативам, арестованный транспорт передается «на ответственное хранение», расходы за которое ложатся на органы местного самоуправления.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что практика задержания транспортных средств в России уже применяется к грузовым автомобилям, если владельцы вовремя не возместили ущерб, нанесенный большегрузами дорогам общего пользования федерального значения. «Практика задержания транспортного средства в случае невнесения в установленных случаях платы в счет возмещения вреда доказала свою эффективность, в настоящее время факты нарушения требований в данной сфере сведены к минимуму», говорится в документе.

Разработчики законопроекта отмечают, что с октября 2018 по октябрь 2019 годов в Башкирии было арестовано 274 транспортных средства, на которых «осуществлялись нелегальные перевозки по муниципальным, межмуниципальным и межрегиональным сообщениям». Это, как подчеркивают в Курултае, позволило в течение месяца «исключить деятельность всех нелегальных перевозчиков» на городских маршрутах в Уфе, но потребовало значительных усилий и трат со стороны муниципалитета. О каких суммах идет речь, в пояснительной записке не уточняется.

Председатель регионального парламента Константин Толкачев считает, что предлагаемые изменения станут более эффективным механизмом «с точки зрения наведения порядка на рынке пассажироперевозок», потому что таким образом можно будет воздействовать напрямую на нелегальных перевозчиков, исключая их из процесса пассажирских перевозок.

Депутат Госдумы от Башкирии Рафаэль Мардамшин, вносивший законопроект в думу, пояснил «Ъ», что необходимость в изменении КоАП обусловлена прежде всего тем, что проблем, связанных с нарушением правил пассажирских перевозок, не становится меньше. «Автобусы ездят без маршрутных карт, а при их аресте затраты несут муниципалитеты. И, если крупные города могут себе позволить такие траты, то в небольших муниципалитетах нет на это лишних средств», — сказал депутат.

Господин Мардамшин затруднился назвать суммы, в которые муниципалитету обходится содержание арестованных ТС, отметив, что в каждом случае они зависят от местных тарифов. В администрации Уфы, министерстве транспорта Башкирии и Западно-Уральском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора (ведомство занимается лицензированием пассажирских перевозок) на вопрос «Ъ» о затратах муниципальных образований на содержание арестованного транспорта также не ответили.

Руководитель ассоциации пассажирских перевозчиков Наталья Тептерева заявила «Ъ», что поддерживает законопроект и полагает, что «эта мера действительно эффективна», и подобные изменения станут хорошей «профилактикой» нарушений в сфере пассажирских перевозок.

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт считает, что оценивать эффективность новой меры по части снижения числа нелегальных перевозчиков пока рано. «Данный вид бизнеса является прибыльным, а, учитывая, что не на всех маршрутах есть 100% заполнение от легальных перевозчиков, такого рода услуга может оставаться востребованной даже в условиях высоких рисков задержания транспортного средства. Полагаю, что перевозчики, даже несмотря на эти меры, продолжат работать, но в условиях большей настороженности», — отметил он.

Елена Чиркова, Карина Мамаева

Вся лента