ВВП настигла коррекция
Внутригодовые темпы роста экономики России перешли к снижению
Росстат подтвердил свою оценку роста ВВП России в третьем квартале на 4,3% в годовом выражении. Это означает замедление темпов увеличения показателя за квартал более чем вдвое. Причина такого ухудшения динамики экономики «год к году» во многом объясняется эффектом базы — год назад падение ВВП замедлилось в третьем квартале до 4,5% с 7,8% во втором. На этом фоне внутригодовая динамика экономики к третьему кварталу заметно ухудшилась.
Оценка Росстата к среднеквартальным показателям 2016 года (с учетом сезонности) фиксирует первую коррекцию темпов роста экономики после непрерывного ускорения, начавшегося во втором квартале 2020 года (см. график). Аналитики ЦМАКП говорят о снижении ВВП в третьем квартале по сравнению со вторым (с учетом сезонных и календарных эффектов) на 0,8%. Это произошло после роста на 2,8% за второй квартал и на 0,7% за первый квартал 2021 года (в среднем за месяц к последнему месяцу предшествующего периода).
Хотя Росстат опубликовал данные об изменении объемов добавленной стоимости по основным отраслям (текущая оценка ВВП сделана производственным методом), их флуктуация в годовом выражении в силу значимого эффекта базы (который еще и крайне неравномерно распределен и по отраслям) сильно затрудняет их качественную трактовку. При этом статистики отмечают, что большинство отраслей в третьем квартале 2021 года показали рост к такому же периоду 2019-го. Среди них:
информация и связь — рост на 10,5%;
водоснабжение и водоотведение, ликвидация загрязнений, сбор и утилизация отходов — на 7,1%;
оптовая и розничная торговля — на 5%;
обеспечение электроэнергией, газом и паром — на 4,2%;
обработка — на 3,3%;
строительство — на 2,3%.
В то же время продолжилось «сжатие» в таких секторах, как:
- добыча полезных ископаемых — на 7,7%;
- гостиницы и рестораны — на 7,1%;
- культура и спорт — на 6,8%;
- транспортировка и хранение — на 3,4%.
Между тем, по оценкам ЦМАКП, снижению ВВП в третьем квартале со стороны производства способствовали спад в строительстве и обнуление роста в торговле с учетом сезонности, со стороны расходов (потребления) — снижение реальных зарплат, стабилизация инвестиций и снижение экспорта товаров на фоне роста их импорта.
Хотя за девять месяцев 2021 года ВВП вырос на 4,6%, готовые темпы его увеличения продолжат замедляться в силу снижения позитивного влияния эффекта базы и фундаментальных факторов — исчерпания отложенного спроса и отсутствия значимых стимулов для дальнейшего ускоренного роста (см. “Ъ” от 8 ноября). В Минэкономики ранее отмечали, что годовая динамика ВВП постепенно ухудшается — его рост замедлился в годовом выражении до 3,4% в октябре с 3,7% в сентябре.
На этой неделе глава Минэкономики Максим Решетников отмечал, что макроданные достаточно оптимистичны, в целом за январь—октябрь рост экономики оценивается в 4,6%, что позволяет рассчитывать на рост по итогам всего года выше сентябрьского прогноза в 4,2% (при консенсусе 4,3%). Впрочем, октябрьское улучшение динамики выпуска в сельском хозяйстве и оптовой торговле — по расчетам Центра развития ВШЭ, они внесли основной вклад в увеличение выпуска базовых отраслей в октябре — объясняется случайными факторами (поздним урожаем и его переработкой, а также ажиотажным спросом перед очередным локдауном). Основным позитивным фактором для экономики в четвертом квартале может оказаться экспорт, который продолжает расти на фоне высоких цен на сырье при снижающемся за счет затухания внутреннего спроса импорте.