Берлин начал с высылки
Как объявление персонами нон грата сотрудников посольства РФ отразится на отношениях с ФРГ
Москва ответит на высылку Германией российских дипломатов. Реакция последует в самое ближайшее время, заявили в МИД РФ. 15 декабря власти ФРГ объявили двух сотрудников российского посольства персонами нон грата. Свое решение Берлин объяснил приговором Высшего суда, который признал россиянина Вадима Красикова виновным в убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили и приговорил к пожизненному сроку. Германия считает, что за преступлением стояли российские спецслужбы. Ухудшатся ли на этом фоне отношения Москвы и Берлина? Разбирался Александр Рассохин.
23 августа 2019 года. Парк Кляйнер-Тиргартен в центре Берлина. Чеченец Зелимхан Хангошвили — некогда полевой командир в армии Аслана Масхадова — направляется на традиционную пятничную молитву в ближайшую мечеть. В этот момент сзади к нему на велосипеде подъезжает неизвестный и дважды стреляет из 9-миллиметрового пистолета Glock в затылок Хангошвили.
Убийцей оказался 49-летний россиянин Вадим Соколов. Впрочем, журналисты-расследователи заявили, что это псевдоним. На самом деле преступника зовут Вадим Красиков, и он якобы сотрудник ФСБ. О причастности убийцы к российским спецслужбам заявила и прокуратура ФРГ, но к доказательствам неоднократно возникали вопросы, рождая сомнения. В частности, сотрудника ФСБ в господине Красикове якобы усмотрел некий житель Украины. Москва обвинения опровергает.
15 декабря Вадима Красикова приговорили к пожизненному заключению, признав, что преступление совершено по заказу госструктур. Впрочем, наказание было бы таким же и без политического мотива, говорит руководитель юридической практики Grace Consulting Екатерина Орлова: «Это не только политический фактор. Убийство совершенно общественно опасным способом: средь бела дня в парке. У убитого остались дети, супруга, которая стала вдовой. Именно поэтому суд счел ответственность за убийство особо серьезным. Влияет это и на то, что если экстрадиция не состоится, то осужденный не будет иметь права на условно-досрочное освобождение по истечении 15 лет лишения свободы. Это обычная практика именно в Германии».
Еще в 2019 году, когда впервые появилась информация о причастности Москвы к преступлению, Берлин выслал из страны двух российских дипломатов — якобы сотрудников ГРУ под прикрытием.
Сейчас же подобных решений от новых властей политологи, с которыми общался “Ъ FM”, не ожидали. Тем не менее сразу же после приговора Высшего суда Берлина МИД ФРГ объявил о высылке еще двух дипломатов.
В Госдуме заявили, что такое решение может испортить отношения двух стран. С этим соглашается и доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули: «Это должно продемонстрировать готовность нового правительства предпринимать некие действия, сопряженные с решением суда. Является ли это неким символом, многообещающим симптомом для дальнейшей динамики? Думаю, что да. Первые шаги нынешнего правительства Германии еще менее комплиментарны, нежели это было при поздней госпоже Меркель.
С одной стороны, высылка дипломатов, которые, предположительно, участвовали в подготовке этой операции — некий невербальный знак протеста. С другой, — симптоматика на будущее».
Однако после прихода к власти правительство Олафа Шольца заявляло, что готово к конструктивному диалогу с Москвой. Кроме того, Германия и Франция подчеркивали, что поддерживают «Северный поток-2», заявляли о приверженности Минских соглашений и хотели бы активнее участвовать в решении украинского вопроса. Поэтому говорить об ухудшении отношений между Москвой и Берлином нельзя, уверена ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Ирина Кобринская: «Было много опасений и предположений, каким будет курс Германии в отношении России. Выстраивается новая линия. Глава МИД не определяет, конечно, политику страны, но Анналена Бербок из "зеленых". Их позиция в адрес Москвы не самая дружелюбная. Понятно, что Россия поступит аналогичным образом. Но представить себе, что это как-то коренным образом что-то поменяет, — нет.
Небольшие пробы и ошибки или, наоборот, успехи, — два шага вперед, шаг назад, — пока две стороны не войдут в нормальную колею, где будут решаться очень важные вопросы».
Что касается господина Красикова, то в Высшем суде Берлина подтвердили: Германия теоретически может выдать осужденного России. Однако, по словам юристов, политическая подоплека дела может этому помешать. С другой стороны, такое решение Берлина могло бы сразу снизить накал страстей, неожиданно возникших в отношениях двух стран.