«Лента» обматывает «Утконос»
Сеть выкупает онлайн-ритейлера у своего основного акционера
«Лента» покупает онлайн-ритейлера «Утконос» у своего основного акционера «Севергрупп» Алексея Мордашова. Стоимость сделки — 20 млрд руб., она будет профинансирована за счет дополнительного выпуска акций «Ленты» и их размещения в пользу «Севергрупп». Сделка должна позволить сети увеличить свою долю на онлайн-рынке за счет интеграции платформы «Утконоса» и эффективнее конкурировать в Москве.
Сеть «Лента» договорилась о приобретении онлайн-ритейлера «Утконос» за 20 млрд руб. у своего основного акционера «Севергрупп» Алексея Мордашова, сообщили в четверг стороны сделки. Сделка будет профинансирована за счет дополнительного выпуска акций «Ленты» и их размещения путем закрытой подписки в пользу «Севергрупп», которая владеет 77,99% «Ленты» и приняла обязательства приобрести новых бумаг на 20 млрд руб. Другие акционеры также могут реализовать преимущественные права по покупке акций. Закрытие сделки запланировано на 2022 год.
В 2020 году «Утконос», по собственным оценкам, занимал около 10% московского рынка e-grocery. Также работает в Калуге, Твери и Туле. За первую половину 2021 года общие продажи «Утконоса» выросли на 11%, до 7,8 млрд руб. год к году, общая аудитория площадки по итогам сентября превышала 330 тыс. клиентов. «Утконос» управляет двумя собственными dark store общей площадью 80 тыс. кв. м и двумя арендованными площадью 21 тыс. кв. м в Москве и Московской области.
Как сказано в сообщении «Ленты», приобретение «Утконоса» позволит сети значительно увеличить свою долю на онлайн-рынке за счет интеграции дополнительной платформы по доставке продуктов, обладающей лояльной базой покупателей. Сделка также позволит более эффективно конкурировать на онлайн-рынке Москвы, особенно в ценовых сегментах «выше среднего» и «премиум».
На конец июня 2021 года «Лента» занимала девятую строчку в рейтинге крупнейших продавцов продуктов питания Infoline с оборотом 3,6 млрд руб. С учетом «Утконоса» компания могла бы занять пятое место с 13,1 млрд руб.
Объединенное онлайн-подразделение получит название Lenta-U. Эту структуру возглавит гендиректор «Утконоса» Дэнни Перекальски. Топ-менеджер будет отвечать за формирование стратегии, расширение онлайн-бизнеса «Ленты» и достижение ключевых операционных и финансовых показателей, подчиняясь гендиректору «Ленты» Владимиру Сорокину.
Как отмечает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов, «Лента» довольно быстро наращивала онлайн-бизнес, он уже приносит компании около 3% от выручки. По его словам, после объединения с «Утконосом» в гипермаркетах сети могут открыться пункты выдачи и формирования заказов, которые также будут выступать как мини-склады.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что вопрос объединения бизнесов в той или иной форме был вопросом времени. По его словам, «Утконос» терял долю рынка, а после отказа от региональной экспансии в июне 2021 года потенциала роста не было. «У акционеров было два варианта: ждать, пока бизнес свернется, или попробовать найти синергию в рамках консолидации»,— говорит эксперт. Как напоминает господин Бурмистров, совокупные инвестиции в «Утконос» за всю историю компании превышают $1 млрд. Старший аналитик инвестиционного банка «Синара» Константин Белов отмечает, что покупка «Утконоса» позволяет «Ленте» выиграть время и ускорить развитие в онлайн-рынке, потому что органического развития в сегменте, где есть быстрорастущие игроки со значительными финансовыми возможностями, может оказаться недостаточно.
Инвесторы позитивно восприняли новости о покупке «Утконоса». К 12:00 бумаги «Ленты» на Московской бирже росли на 5%, до 202,6 руб. за акцию. По словам господина Ибрагимова, не исключен и дальнейший рост котировок. С начала года акции сети «несправедливо» падали, несмотря на хорошие операционные показатели, указывает он.