Монголом жечь сердца людей
Как Владимир Путин поделился Кремлем с потомком Чингисхана
16 декабря президент России Владимир Путин провел в Кремле переговоры с президентом Монголии Ухнагийном Хурэлсухом, и спецQR “Ъ” Андрей Колесников отмечает, что потомок великой нации не посрамил ее и себя в глазах своих современников в Екатерининском зале Кремля.
Новый президент Монголии Ухнагийн Хурэлсух привлекателен кроме всего прочего тем, что фамилия его выговаривается значительно легче, чем у его предшественника.
Наследник великого Чингисхана приехал в Москву, окруженный целой ордой журналистов. Они прилетели с ним одним бортом, сделали, как и он, три ПЦР-теста на исторической родине и один, экспресс-тест, по прилете в Москву.
На самом деле они были дисциплинированны, покладисты до безропотности, моментально выполняли все пожелания пресс-службы и протокола российского президента и казались совершенно порабощенными российским гостеприимством, которое по отношению к ним никто на самом деле демонстрировать не так уж и собирался.
По крайней мере эти люди выгодно, раз и навсегда, причем во всем, отличались, скажем, от мятущихся, рефлексирующих, постоянно пытающихся воспротивиться неизбежному коллег из пула американского Белого дома.
И конечно, монголы, эти вечные странники, были зачарованы своим президентом. За переговорами в узком составе они наблюдали, как и мы, по телевизору из пресс-центра, и я видел, как один монгольский журналист, прислонив диктофон не к экрану телевизора даже, а считай что ко рту своего президента, так как, видимо, совершенно не воспринимал происходящее как телевизионную картинку, не то что слушал его вступительное слово, а буквально брал у него интервью: глядел ему в глаза, а на самом деле заглядывал в душу, кивал в такт каким-то его словам, какие-то успевал записывать в блокнот, а потом от души благодарил полупоклоном и достойной полуулыбкой за содержательную беседу.
Между тем сначала высказался российский президент:
— После вашего избрания (президентом Монголии. До этого Ухнагийн Хурэлсух работал премьер-министром и в этом качестве встречался с Владимиром Путиным.— А. К.), насколько я понимаю, это первый ваш заграничный визит,— сообщил Владимир Путин коллеге.
Тот обрадованно подтвердил.
Тем более что русский-то язык он по всем признакам знал не понаслышке и кивал в такт каждому слову Владимира Путина так же, как монгольский журналист — в такт каждому его слову с телеэкрана.
— За прошедшее время,— произнес монгольский президент,— у нас действительно была богатая история. Мы тесно сотрудничали с советским народом, в частности в освоении целины, в строительстве больших промышленных предприятий, даже вместе полетели в космос! Сегодня у нас нет каких-либо политических разногласий, и 100 лет между нами были действительно братские отношения! Монгольский народ считает, что наша дружба и товарищество являются примером хороших отношений не только в нашем регионе, но и в мире в целом.
Тут Ухнагийн Хурэлсух заговорил и в самом деле как потомок Чингисхана, подарившего миру столько всего великого (хотя бы систему, собственно говоря, налогообложения):
— Мы проживаем в пространстве, которое объединяет как Азию с Европой, так и Россию с Китаем. Протяженность монголо-российской границы составляет более 3,5 тыс. км, а с Китаем — 4,7 тыс. км (Чингисхан и идею почты подарил тоже и блестяще реализовал.— А. К.). Также мы внимательно следим и за отношениями между нашими двумя великими соседями — между Россией и КНР! Вчера у вас состоялась встреча с главой КНР, и мы с большим интересом наблюдаем! Именно поэтому мы и выдвигаем инициативу продвижения программы «Транзитная Монголия», поскольку через нашу территорию проходит кратчайший путь, который соединяет Европу с Азией и Россию с Китаем.
То есть Ухнагийн Хурэлсух намерен вернуть и самой Монголии прежнее имперское величие:
— В наших планах есть строительство двух вертикальных железнодорожных линий — восточной и западной, которые проходят через восточную и западную части нашей страны. С восточной стороны эта железная дорога соединяет Китай с Забайкальским краем и выходит на дальневосточные порты. А в западном направлении эта железная дорога, связывающая дорога Кызыл—Курагино и дальше по нашей территории до китайской территории!.. И мы очень довольны результатами работы, которые проводят в области проекта строительства газопровода из России в Китай через территорию Монголии.
Переговоры проходили прежде всего в форме обеда, и уже через полтора часа президенты России и Монголии выступали с заявлениями в Екатерининском зале Кремля.
От этого все тоже отвыкли, в том числе, по-моему, и в Кремле. Почти два года здесь не было почти никаких публичных мероприятий с участием журналистов (если не считать встреч с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Белоруссии Александром Лукашенко, вскоре после которых Владимир Путин, как известно, ушел на самоизоляцию, и тренд оборвался было, по некоторым предположениям, навсегда).
И вот теперь здесь властвовал президент Монголии.
Осколки великой нации были представлены в Екатерининском зале, впрочем, достойно, и тот самый журналист, который два часа назад брал интервью у телеизображения своего президента, теперь несгибаемо (то есть не склоняя голову перед другими камерами, в том числе российскими, чем очень мешал им) записывал свой величественный стендап.
А Владимир Путин записывал свой:
— Подробно рассмотрели с господином Хурэлсухом тематику взаимодействия в энергетической области. Россия является надежным поставщиком энергоносителей в Монголию, обеспечивая около 80% потребностей страны в нефтепродуктах. Российские энергокомпании заинтересованы работать на внутреннем монгольском рынке горюче-смазочных материалов и расширять свое присутствие. В частности, «Роснефть» в настоящее время проходит регистрацию в качестве оператора топливозаправочного комплекса нового международного аэропорта в Улан-Баторе.
И вот что точно может придать прежнюю силу Монголии:
— В практической проработке — проект строительства транзитного газопровода по территории Монголии из России в Китай,— добавил господин Путин.— Работа двигается, двигается успешно! Он может стать продолжением российского трубопровода «Сила Сибири-2». Уже определены оптимальный маршрут, протяженность и другие параметры, готовится технико-экономическое обоснование. Я думаю, что оно будет готово в ближайшие недели.
То есть Монголии от этого уже никуда не деться, даже если она и захочет.
А потому что мир со времен Чингисхана изменился. Да, возможно не в лучшую сторону.
Но и монгольское иго, про которое в Екатерининском зале в этот день никто не вспоминал (а оно, скорее всего, было), не всем нравилось.