С Ливией вышла сплошная осада
Вооруженные группировки в Триполи попытались взять под контроль правительственные учреждения
Менее чем за две недели до запланированных выборов президента и парламента Ливии в столице страны взбунтовались вооруженные группировки. Недовольные отставкой командующего военным округом Триполи Абдель Басета Марвана, они попытались установить контроль над районом, где расположены правительственные здания. Напряженная ситуация наблюдается и в других регионах страны. В ЦИК Ливии обсуждают возможность переноса голосования. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что небольшая отсрочка выборов не будет большой бедой, главное, чтобы «в них могли принять участие представители всех ведущих политических сил».
В ночь на четверг военная техника окружила штаб-квартиру Президентского совета и другие правительственные учреждения. Так, несколько вооруженных группировок, в том числе «Бригада революционеров Триполи», выразили свой протест против решения Президентского совета заменить командующего военным округом Триполи Абдель Басета Марвана на генерал-майора Абдель Кадера Халифу. Вскоре к месту действия подтянулись бойцы противостоящих им группировок. По информации арабских СМИ, в четверг днем ситуация в столице была спокойной, но часть зданий оставалась в осаде — противоборствующие стороны не спешили отводить свою технику с улиц столицы. Такая ситуация в Триполи не редкость, и она не в первый раз возникает вокруг фигуры Абдель Басета Марвана. Он близко связан с «Бригадой революционеров Триполи», и потому его пребывание на командном посту не нравится представителям других группировок, в частности, из 444-й бригады и сил специального назначения RADA. Они, в свою очередь, связаны с Абдель Кадером Халифой.
Очередные разборки вооруженных группировок в Триполи совпали с непонятной ситуацией вокруг всеобщих выборов в Ливии, запланированных на 24 декабря. Решение о проведении президентских и парламентских выборов было принято в ноябре прошлого года в рамках Ливийского форума политического диалога в Женеве, который проходил под эгидой ООН. Эту дату поддержали все внешние посредники, заинтересованные в решении политического урегулирования в Ливии. Подготовкой к выборам должно было заниматься Правительство национального единства, приведенное к присяге в марте. Однако фактически с самого начала возникли проблемы и споры вокруг избирательного законодательства.
Одни предлагали сначала проголосовать за конституцию, а потом провести выборы, другие — наоборот. Разногласия возникли и вокруг того, кто может баллотироваться на пост президента и нужно ли для этого уходить в отставку с высоких государственных постов.
Например, действующий премьер-министр Абдель Хамид Дбейба выставил свою кандидатуру в качестве кандидата в президенты, но в отставку не ушел. В итоге избирательная комиссия отстранила его и еще 24 из 98 кандидатов, в том числе Сейфа аль-Ислама Каддафи (сына убитого ливийского лидера Муаммара Каддафи), от выборов. Однако позднее и Абдель Хамид Дбейба, и Сейф аль-Ислам Каддафи были допущены к выборам по решению судов, что вызвало недовольство в разных политических кругах. Много споров и вокруг кандидатуры командующего Ливийской национальной армии Халифы Хафтара, которого на западе страны считают военным преступником. Высший государственный совет настаивал, что военные не должны баллотироваться на выборах раньше, чем через два года после отставки, и отказался утвердить закон о выборах, принятый Палатой представителей (парламентом Ливии), а также возражал против ее идеи провести раздельно парламентские и президентские выборы. В связи со сложившейся ситуацией глава совета Халед аль-Мишри предлагает отложить выборы. Однако международное сообщество упорно настаивает на проведении выборов в оговоренный срок.
На этой неделе в Ливию прибыла специальный советник генсека ООН американка Стефани Уильямс. Во многом благодаря ее усилиям был создан Ливийский форум политического диалога, определивший не только дату выборов, но и кандидатуры премьер-министра и членов Президентского совета, которые вызвали недоумение как у большинства ливийцев, так и у многих посредников. Она встретилась с представителями разных политических сил в Триполи, побывала в Мисрате, направилась в Сирт и оттуда планирует отправиться в восточную Ливию. Судя по постам в ее Twitter, все встречи проходят продуктивно. Однако, как выяснилось, не все позитивно восприняли визит госпожи Уильямс в Мисрату.
В ночь на четверг в сети появилась видеозапись выступления лидера одной из мисратских группировок «Бригада ас-Самуд» Салаха Бади, где он обрушился с гневной критикой на представительницу ООН. «Ливия не будет продолжать фарс, и Стефани Уильямс должна знать свои границы и не идти ни на какое соглашение с городом Мисрата без обращения к лидерам повстанцев в городе»,— сказал он.
Салах Бади также пригрозил применить оружие и взять под контроль все госучреждения в Триполи и Мисрате, чтобы не допустить выборов. По его словам, он связался с «революционными лидерами» в Триполи и согласовал с ними эти действия.
Публикация в соцсетях видеоролика совпала с новостями о штурме правительственных зданий в столице, и в итоге многие арабские СМИ связали события в Триполи с именем Салаха Бади. Тем более, многие помнили, что в 2014 году он был среди тех, кто не признал результаты выборов в Палату представителей и участвовал в боях в столице, а также в 2016 и 2017 годах руководил действиями противостоявших Правительству национального согласия вооруженных формирований, которые осуществляли неоднократные нападения на Триполи. Именно Салах Бади несет ответственность за кровопролитие там в 2018 году, когда погибли более ста человек, в основном гражданское население, за что он и попал под санкции США и Совбеза ООН.
На этом фоне в Ливии все чаще звучат голоса о переносе выборов, и уже не только из уст Халеда аль-Мишри. В четверг советник по СМИ спикера Палаты представителей Фатхи аль-Марими выразил мнение в интервью телеканалу «Аль-Арабия», что выборы могут быть отложены на «короткий период» менее 15 дней, так как избирательный процесс столкнулся с «трудностями и препятствиями». По его словам, все спорные вопросы могут быть решены до следующего понедельника. В свою очередь, член Избирательной комиссии Ливии Абу Бакр Марда заявил телеканалу «Аль-Джазира», что «проведение выборов 24 декабря невозможно».
Из внешних посредников возможность переноса выборов пока прокомментировала только Россия. «Была назначена дата — 24 декабря. Надеюсь, она будет выдержана. Приоритетом для нас является не формальное соблюдение какого-то срока, а содержательное обеспечение выборов таким образом, чтобы в них могли принять участие представители всех ведущих политических сил и результаты ими же всеми признавались. Скажу честно и открыто, что с этой точки зрения, даже если будет небольшая задержка или перенос сроков, не вижу в этом большой беды»,— сказал глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью египетскому телеканалу «ТеН ТВ».