Так и ДЭГоворились
Госдума разрешит Москве использовать свою платформу для онлайн-голосования
Депутаты от «Единой России» внесли в четверг в Госдуму законопроект, расширяющий регулирование дистанционного электронного голосования (ДЭГ): для этого в базовый закон о гарантиях избирательных прав предлагается добавить новую статью. Правда, параметры ДЭГ в ней описаны весьма рамочно — например, там ничего не сказано о работе наблюдателей. Зато документ ставит точку в вопросе о том, может ли Москва продолжать пользоваться собственной платформой ДЭГ, которая после выборов в Госдуму стала объектом серьезной критики. Согласно поправкам, федеральные кампании будут проходить только на общероссийской платформе, но на местных выборах регионы смогут применять свои системы онлайн-голосования.
Проект поправок к закону об основных гарантиях избирательных прав граждан внесли в Госдуму 16 декабря единороссы Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин. До этого ДЭГ упоминалось в законе о гарантиях одной строкой — там говорилось, что его применение в принципе возможно. А конкретный порядок ДЭГ определялся подзаконными актами Центризбиркома (ЦИК) и горизбиркома Москвы, которая первой начала тестировать онлайн-голосование на реальных выборах.
Теперь же ДЭГ предлагается посвятить отдельную статью. Согласно проекту, решение об использовании ДЭГ на региональных и муниципальных выборах смогут принимать избиркомы соответствующего уровня, а на федеральных кампаниях — только Центризбирком.
В случае совмещения федеральных выборов с региональными решение об использовании ДЭГ и особенностях его применения останется за ЦИКом, но с учетом предложений местной комиссии.
Авторы законопроекта предлагают общие правила организации ДЭГ «на все случаи жизни, а не в порядке эксперимента», пояснил “Ъ” Дмитрий Вяткин: «Мы видим, эксперимент себя хорошо показал, ДЭГ применяется с 2019 года, география применения неуклонно расширялась и была использована в том числе на выборах депутатов Госдумы в 2021 году. Поэтому уже пора просто установить универсальные правила в основном законе, который регулирует избирательный процесс».
В ЦИКе, где поправки депутатов Вяткина и Ламейкина обсуждались 15 декабря, законопроект одобрили. По мнению зампреда ЦИКа Николая Булаева, документ определяет достаточно четкие правила применения ДЭГ и вместе с тем учитывает практику его применения в предыдущие годы. В комментарии для ТАСС господин Булаев также напомнил, что «первопроходцем в этом направлении является Москва, где применение ДЭГ носит уже системный характер».
Внесенные поправки также дают ответ на вопрос, который не раз поднимался в экспертном сообществе после недавних выборов в Госдуму: сможет ли Москва использовать собственную платформу ДЭГ после скандала, связанного с использованием опции переголосования.
Напомним, москвичи 17–19 сентября могли каждые три часа в течение суток менять свой выбор, а учитывался только последний голос. По мнению разработчиков, эта опция могла бы пригодиться, например, при проблемах с интернетом или в случае голосования под давлением третьих лиц. Но именно она в итоге сильно затруднила подсчет голосов: из-за большого числа переголосовавших избирателей (около 300 тыс.) результаты ДЭГ в Москве были введены в ГАС «Выборы» лишь под утро, в то время как итоги онлайн-голосования в остальных шести регионах, где оно проводилось на федеральной платформе, стали известны через час после закрытия участков.
Кроме того, итоги ДЭГ в Москве серьезно скорректировали результат как минимум в восьми из 15 столичных одномандатных округов в пользу провластных кандидатов, что привело к критике московской платформы и судебным искам от проигравших оппозиционеров. Предполагалось, что дальнейшая судьба московской платформы ДЭГ определится к концу 2021 года по итогам аудита, проведенного специально созданной для этого рабочей группой под руководством сопредседателя «Голоса» (внесен в реестр незарегистрированных НКО-иноагентов) Григория Мельконьянца.
С принятием поправок депутатов Вяткина и Ламейкина вопросы о будущем московского ДЭГ будут сняты.
Этот проект позволяет регионам не только использовать на местных выборах без согласования с ЦИКом свои платформы, уже применявшиеся на федеральных кампаниях (а такая есть только у Москвы), но и самим определять порядок этого голосования.
Прямого запрета на использование опции переголосования в поправках нет, хотя они и запрещают избирателю, уже зарегистрировавшемуся на ДЭГ, получать бумажный бюллетень. Отметим, что опция, позволявшая записавшемуся на ДЭГ, но по каким-то причинам не проголосовавшему онлайн избирателю все же отдать свой голос на обычном участке, тестировалась в Москве на муниципальных довыборах в 2020 году, но на выборах-2021 уже не применялась.
При этом в поправках не описан четкий механизм наблюдения за ДЭГ. Генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов, которого ЦИК привлекает в качестве эксперта по наблюдению за ДЭГ, рассказал “Ъ”, что поднимал вопрос об упорядочении работы наблюдателей. «На прошедших выборах в Госдуму у нас работала экспертная группа по наблюдению, в которую входили представители некоторых партий, но это не было упорядочено, группа работала на базе Общественной палаты России,— отметил господин Артамонов.— В ближайшее время мы сформулируем для ЦИКа пакет предложений по структуризации наблюдения». По его мнению, внести соответствующие поправки в закон хорошо бы уже к лету, чтобы осталось время на подготовку наблюдателей к единому дню голосования-2022 по зафиксированной законодательной базе.