Fan ID готовится к принятию

Почему болельщики против введения системы

Обязательный паспорт болельщика Госдума может узаконить уже 17 декабря. Введение системы Fan ID депутаты обсудят в окончательном, третьем чтении. Предполагается, что персональную карту будут получать все, кто захочет посещать соревнования по самым популярным дисциплинам. Их список должно утвердить правительство. Фанатское сообщество и некоторые футбольные функционеры раскритиковали законопроект. Что им не понравилось? Расскажет Даниил Бабкин.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

В конце ноября на матче ЦСКА—«Зенит» болельщики жгли фаеры. Иногда это случается на самых принципиальных встречах, но удивила реакция полиции. Она задержала 400 человек, на многих составили протоколы, причем, по словам фанатов, даже на тех, кто в пиротехническом шоу не участвовал.

У болельщиков появились подозрения, что это была провокация, и уже на следующий день в Госдуме заявили, что инцидент — «прямое доказательство, почему нужно принять Fan ID». Оформить его можно будет через сайт госуслуг, пообещал глава профильного комитета Роман Терюшков:

«Это законопроект о безопасности наших болельщиков, зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий. Оформление персонифицированной карты должно быть удобно и быстро для наших зрителей и с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг».

На каких соревнованиях будут использовать Fan ID, должно определять правительство. Глава Российского футбольного союза (РФС) уже заявил, что система будет очень удобна, а болельщики смогут получить бонусы. Видимо, речь идет о скидках на билеты или о приоритетном праве на покупку абонементов. И все это для безопасности и комфорта, говорят власти.

Но уже сейчас на стадионах действуют масштабные системы контроля, даже на матчах второй футбольной лиги — ФНЛ — должны быть купольные камеры с системой распознавания лиц. Поэтому главный редактор Sports.ru Владислав Воронин считает нововведения излишними:

«Не могу сказать, что стадионы были каким-то эпицентром беспредела, ужаса и кошмара последние 10 лет, потому что так или иначе есть десятки способов контролировать то, что там происходит.

На всех стадионах установлены камеры видеонаблюдения. Человек, который что-то нехорошее совершил, туда больше попасть не может. По другому закону просто можно запретить ему посещать спортивные мероприятия. Это просто дополнительный барьер на пути к стадиону».

В получении карты Fan ID могут отказать, если болельщик нарушал правила не только на спортивных мероприятиях, но и на любых публичных. В этом убедился муниципальный депутат района Раменки Максим Гонгальский, который хотел посетить матч чемпионата Европы в Санкт-Петербурге. Сначала ему одобрили Fan ID, но перед игрой пришло сообщение, что заявка отклонена. В центре поддержки ему объяснили, что отказ связан с решением федеральных органов власти. Вот какое объяснение нашел сам господин Гонгальский:

«Поскольку я не футбольный фанат, единственная причина, которая может быть, — участие в митингах и административные наказания. У нас была Telegram-группа для тех, кого запихнули в один автозак. Я попросил ребят оформить Fan ID, и там процентам 75 было отказано».

Систему Fan ID в России уже испытывали на трех турнирах: на Кубке конфедераций в 2017 году, на чемпионате мира в 2018-м и на матчах Евро. Госдума опирается на опыт международных соревнований, которые длятся месяц. Но если ввести паспорт болельщика для регулярного чемпионата, многие зрители до стадиона не дойдут, предупреждает зампред комитета по молодежной политике Госдумы Владимир Исаков:

«Если брать Турцию и Италию, на регулярные чемпионаты Fan ID они не вводили. И там, и там опыт был признан негативным. Посещаемость упала почти на 50%, соответственно, и выручка. Вам нужно так же покупать билеты, оформлять карту болельщика, брать с собой QR-код и паспорт. Практика подсказывает, что человек лишний раз не станет кликать мышкой, в частности, на сайте госуслуг».

Предполагается, что внедрение системы Fan ID обойдется российскому бюджету почти в 800 млн руб. Но собеседники “Ъ FM” не исключают, что эта сумма может вырасти в разы, до нескольких миллиардов.

Ульяна Миненкова

Вся лента