IT-компаниям пересчитают рекламу
Стоит ли ожидать введения прогрессивной шкалы налогообложения
Google, Meta и другие международные IT-гиганты будут платить в России налоги в зависимости от прибыли. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, общий объем рынка интернет-рекламы составил 253 млрд руб. На долю зарубежных онлайн-площадок приходится большая часть этих денег, уточнил председатель Комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
Он отметил, что сейчас иностранцы не платят налоги с этих доходов. Но российские власти могут создать собственную систему подсчета заработка зарубежных корпораций, и не исключено, что введут прогрессивную шкалу налогообложения.
«Доход Google и Facebook в России в прошлом году составил около $1 млрд, то есть они зарабатывают очень большие деньги на рекламном рынке, но налог на прибыль не оплачивают. С 1 января они должны зарегистрироваться на территории Российской Федерации. Соответственно, после этого встанет вопрос, а как их деятельность и зарабатывание здесь денег соотносится с нашим налоговым режимом? Речь идет о том, чтобы признать необходимость разработки национального законодательства и приступить к этому процессу.
Сейчас говорить о ставках, пороговых величинах, прогрессивной шкале или плоской шкале пока еще рано, потому что мы находимся на этапе принципиальной постановки вопроса. Но первые шаги уже сделаны. Это сложная тема, потому что для подсчета рекламных доходов нужна система. Пока что эта отрасль достаточно непрозрачная. Там есть и серые операции, и приблизительные доходы. Поэтому такая система могла бы быть, на наш взгляд, разработана по линии Роскомнадзора»,— заявил Пушков.
Вряд ли российские власти смогут придумать какой-то эффективный способ сбора налогов с международных интернет-гигантов — они просто не смогут отследить рекламные контракты, считает адвокат конторы «Аснис и партнеры» Артур Басистов: «Многие российские рекламодатели платят напрямую с западных счетов Google. Все это в Россию никак не заходит. Но при этом рекламируются отечественный бренд, продукт или что-то еще. Как они это будут делить? Это отечественный рекламодатель или нет?
Понятно, что в Google идиотов нет, и пускать все поступления от российских рекламодателей через дочернюю компанию было бы по меньшей мере странно.
Что касается филиалов и представительств, тут другой момент. Это структурные подразделения, которые согласно российским законом не могут считаться юридическим лицом, это всего лишь вывеска. Принимать эти деньги от российских рекламодателей на счет российского представительства невозможно. Получается, что отслеживать доходы все-таки будут не власти, а представительства, основные компании».
В Совете федерации отмечают, что Россия ориентируется на опыт Великобритании, Турции, Франции и ряда других стран, которые в прошлом году приняли свои правила налогообложения для иностранных интернет-корпораций. Но некоторые эксперты полагают, что разрабатывать национальные схемы сейчас излишне. Как ожидается, через пару лет в мире появится общее международное правило на этот счет, напомнил председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при московском отделении Ассоциации юристов России Александр Журавлев:
«Создавать прогрессивную шкалу на сегодняшний день весьма сложно, потому что для такого рода бизнеса не существует прогрессивной шкалы, это, по сути, будет что-то новое. А согласно Налоговому кодексу, если появляются новые виды сборов, то они могут быть введены на следующий год после принятия закона. То есть начать действовать он сможет только с 2023-го. Второй момент — скорее всего, уже ОЭСР примет налоги на международные корпорации.
При соответствующем регулировании будет так называемый унифицированный налог в 15%, и Россия в качестве участника Организации экономического сотрудничества и развития должна будет к этому присоединиться. Причем в этой части необходимо будет отменить действующие налоги, если у нас есть отдельные сборы на технологические компании, и применять именно тот режим, о котором договорятся все страны участник ОЭСР. Поэтому даже если принимать такие законы, то действовать они, скорее всего, будут около года».
Так называемый закон о приземлении вступает в силу с 1 января будущего года. Документ обязывает иностранные телекоммуникационные компании открывать филиалы в России. Те, кто этого не сделает, будут заблокированы. Кроме того, их ждет запрет на рекламу, денежные переводы и появление в поисковой выдаче. Минцифры также хочет ввести цифровой налог для иностранных компаний, покупающих у зарубежных соцсетей рекламу для российской аудитории. Доходы от этого сбора оценивают в $103 млн в год.