Утром — деньги, вечером — KPI
От кино потребуют эффективности после выделения господдержки
Правительство дополнительно выделит 5,5 млрд руб. на поддержку российского кино в 2022 году. В результате общий объем господдержки составит 11,63 млрд руб., что выше показателей прошлых лет — в 2020-м Минкульт и Фонд кино совместно распределили только 7,73 млрд руб. В то же время правительство требует от них новых KPI для господдержки фильмов. По словам экспертов, KPI логичнее было бы обновить перед увеличением господдержки.
Правительство дополнительно выделит 5,5 млрд руб. на поддержку российского кино в 2022 году, заявил премьер Михаил Мишустин на встрече с членами правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. По словам господина Мишустина, 4 млрд руб. из заявленной суммы получит Фонд кино на поддержку зрительского кино, а еще 1,5 млрд руб.— Минкультуры. Ранее в бюджете на производство национальных фильмов уже было предусмотрено 6,13 млрд руб.
Также, по словам Михаила Мишустина, еще 6 млрд в следующем году принесет кинотеатрам, продюсерам и дистрибуторам программа «Пушкинская карта». С ее помощью, как предполагают в правительстве, с февраля россияне 14–22 лет будут оплачивать билеты на российские фильмы стоимостью до 2 тыс. руб.— программа начнет работу с февраля. Итого, по словам господина Мишустина, российская киноиндустрия получит от государства в 2022 году 17,63 млрд руб.
Михаил Мишустин также дал поручение Минкульту и Фонду кино разработать новую систему оценки эффективности государственной поддержки. Сроки разработки новых KPI не уточнялись. Сейчас они руководствуются повышением доли отечественного кино в прокате.
По сравнению с прошлыми годами объем поддержки кино в будущем году значительно вырос. Так, в 2020 году объем поддержки кинокомпаний от Минкульта составил 3,51 млрд руб., итоги за 2021 год пока не подведены. Объем поддержки, распределенный Фондом кино, в 2020 году составлял 4,91 млрд руб., в 2021-м — только 2,82 млрд руб.
Выделение таких средств до того, как разработана актуальная система оценки эффективности господдержки, выглядит как «телега впереди лошади», считает руководитель Центра исследований Института кино ВШЭ Олег Иванов.
По мнению господина Иванова , сначала должны появиться KPI, которые определят цели выделения средств, а затем сформирован новый механизм господдержки.
«С учетом цифровой трансформации система господдержки кино сильно устарела буквально за три-четыре года. Основной показатель по доле отечественного кино в сборах кинотеатров уже несостоятелен. В то же время от сформулированных целей господдержки зависит ее размер. Вероятно, увеличение объема господдержки скорее не есть благо в нынешней ситуации, когда индустрия вполне бы справилась без такого объема государственных денег»,— считает Олег Иванов.
Поддержка киноиндустрии пока не выглядит комплексной, в то же время отмечает глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин. По его словам, переговоры о поддержке кинотеатров, которые обеспечивают прокат производимых фильмов, не привели к результатам — дополнительных субсидий для них не выделено и есть риски сокращения их числа. «Отрасль так и не восстановилась после падения на фоне пандемии: по итогам 11 месяцев 2021 падение посещаемости по сравнению с аналогичным периодом 2019-го составляет 35%, по сборам за счет роста среднего чека падение чуть меньше и составляет 29,4%»,— сообщил Олег Березин. Он напоминает, что в большинстве регионов, за исключением Москвы, Московской области и нескольких других, вход в кинотеатр возможен только при наличии QR-кода, одновременно сохраняются ограничения по объему заполняемости залов, что не способствует восстановлению отрасли.
Как сообщал «Ъ» 19 ноября, АВК обращалась к зампреду правительства по социальной политике Татьяне Голиковой с просьбой отменить антиковидные ограничения для кинотеатров, которые работают по системе QR-кодов. Сегодня глава департамента кинематографии Минкультуры РФ Светлана Максимченко заявила «Интерфаксу», что Минкульт рекомендует регионам при введении QR-кодов для посещения кинотеатров «снижать» остальные ограничительные меры по посещаемости. Но ограничения в большинстве регионов не сняты.