Курс на цифровизацию
Как государство внедряет новые IT-решения
Цифровизация — тот пункт, который уже несколько лет не покидает госпрограммы, нацпроекты и стратегии развития. Перевод процессов в цифровую форму позволяет не только повысить их эффективность и оптимизировать стоимость, но и определяет безопасность страны и ее положение на мировой арене, где разворачивается битва за статус технологического лидера. Препятствием на пути к более широкому внедрению технологий остается общественное недоверие — чтобы его преодолеть, власти планируют внедрять инновации постепенно.
Россия заняла 27-е место после Словении и Италии в рейтинге стран по уровню цифровизации, составленном АНО «Диалог» в сентябре текущего года. Ранее, по итогам 2020 года, международная страховая компания Euler Hermes определила Россию на 38-е место по уровню цифровизации после Таиланда, Катара и Литвы. Эксперты Euler Hermes заключили, что цифровизация «играет роль амортизатора экономического шока». По их мнению, во время кризиса страны с более высоким уровнем цифровизации смогли нарастить комплексную цифровизацию, обеспечить цифровизацию административно-бюрократических процессов, в том числе содействие гражданам в получении финансовой или санитарно-эпидемиологической помощи.
В России развитие цифровой экономики на государственном уровне началось после послания Владимира Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года, в котором президент указал на повышение эффективности отраслей за счет информационных технологий. В 2020 году в России появилась национальная цель «Цифровая трансформация» — тогда «российская цифровизация впервые была признана и документально закреплена на высшем государственном уровне».
Теперь нацпрограмма «Цифровая экономика» будет дополнена еще тремя федеральными проектами — это «Развитие кадрового потенциала», «Цифровые услуги и сервисы онлайн» и «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи». Выделение новых федпроектов должно повысить эффективность реализации значимых национальных показателей. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, к ним относятся: повышение качества и удобства государственных и муниципальных услуг, наличие широкополосного доступа в интернет на всей территории России и наличие образовательных программ для разных возрастных групп, в том числе обучение программированию 240 тыс. учеников 8–11-х классов в рамках новой стратегической инициативы правительства.
Правительство обращает и особое внимание на поддержку IT-отрасли: в 2021 году был утвержден второй пакет мер поддержки IТ-отрасли и запущен механизм компенсации 50% стоимости лицензии производителям программного обеспечения для малого и среднего бизнеса, а также стартовал проект «Цифровые профессии», позволяющий гражданам освоить IТ-профессии со скидкой 50% от государства.
Информацию ставят на платформу
Среди наиболее масштабных проектов по цифровой трансформации — эксперимент по созданию платформы «Гостех». В 2022 году планируется начать перевод государственных информационных систем (ГИС) на эту платформу. В координационном центре правительства 25 октября была представлена концепция платформы.
«Государственные системы, услуги должны стать удобной, незаметной, клиентоориентированной экосистемой для граждан и бизнеса. Мы идем по этому пути, и сегодня наш фокус внимания в рамках цифровой трансформации направлен на оптимизацию ресурсов и процессов. Каждый ГИС содержит до 80% типового функционала, и ведомства изобретают велосипед, тогда как необходимо сосредоточиться на создании быстрых и удобных сервисов для граждан и бизнеса, помогая решать им конкретные жизненные ситуации. Поэтому принято решение от разрозненных ГИС перейти к созданию домена на единой платформе "ГосТех"»,— заявил Дмитрий Чернышенко.
Совокупные расходы на владение региональными и федеральными информационными системами составляют 460 млрд руб. Платформа «ГосТех» обеспечит переиспользование созданных технологических и прикладных сервисов. Ее запуск решит проблемы госзакупок по линии IT и создаст новый рынок для разработчиков.
Создание платформы позволит ускорить и удешевить создание государственных IT-систем, заявил Дмитрий Чернышенко в июне на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в Нижнем Новгороде.
Рынок госконтрактов на создание и поддержание ГИС сегодня оценивается в 460 млрд руб.— это совокупная стоимость владения 826 федеральными ГИС и 3,2 тыс. региональных систем, говорил он.
«ГосТех» позволит решить проблему дублирования разработки: разработчики смогут продавать код для ГИС путем подписки, либо на специализированном маркетплейсе — «Госмаркете». Планируется, что перевод ГИС в «ГосТех» в 2022–2023 годах будет добровольным, а с 2024 года использование платформы станет обязательным для всех федеральных ГИС.
В своем выступлении Максут Шадаев на конференции 25 октября отмечал: «Мы обсуждаем, что с 2024 года все дальнейшие разработки будут обязательно на "ГосТехе". Понятно, что с завтрашнего дня такие требования не вводятся, но всем федеральным ведомствам и регионам нужно к такому готовиться».
«Мы должны признать, что уровень цифровой зрелости регионов разный. Благодаря "ГосТеху" субъекты смогут сосредоточиться на внедрении и оптимальном использовании лучших облачных решений, при этом не тратя ресурс на разработку. В глобальном смысле для государства это технологический суверенитет, высокая скорость и качество новых сервисов для граждан и бизнеса»,— добавил вице-премьер.
Сейчас на платформе «Гостех» разрабатывается три ГИС: «Цифровая платформа ОМС» для Фонда обязательного медицинского страхования, «Цифровая платформа управления государственным имуществом» для Росимущества (ФГИАС ЕСУГИ) и «Цифровая платформа "Физическая культура и спорт"» для Минспорта РФ (ГИС ФКиС), рассказал Review директор «Гостеха» Василий Слышкин.
В число участников эксперимента в ноябре также вошел Пенсионный фонд РФ (ПФР). Его инициатива «Социальное казначейство» предполагает создание единой цифровой платформы, которая объединит информационные ресурсы Минтруда, ПФР, Фонда социального страхования и учреждений медико-социальной экспертизы, после чего на нее поэтапно будет переведено назначение всех мер соцподдержки. Также на платформу «Гостех» планируют переводить свои ГИС Федеральное казначейство (ГИИС ЭБ), Росстат (ЦАП), Минздрав РФ (ЕГИСЗ), Минстрой РФ (ГИС ОГД); «сейчас с данными ведомствами идет проработка рамок проектов и определение источников финансирования», пояснил Василий Слышкин.
Лицом к государству
В 2021 году государство активно занялось развитием биометрических технологий. В марте премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, разрешающее российским вузам дистанционно проводить онлайн-экзамены с использованием Единой биометрической системы (ЕБС).
ЕБС — это платформа для дистанционной биометрической идентификации граждан РФ. Она была запущена в июле 2018 года по инициативе Минцифры и Центробанка. Изначально система работала только в банковском секторе, с 1 января 2021 года к ЕБС подключились страховые компании, а в марте тестировать ЕБС начали операторы связи. Также в текущем году стало возможным удаленное получение электронных сим-карт eSIM и электронной подписи, а студенты семи вузов сдавали экзамены летней сессии дистанционно, рассказал директор по цифровой идентичности «Ростелекома» Иван Беров в интервью “Ъ” (см. “Ъ” от 10 декабря). Благодаря принятым нормативным изменениям по расширению сфер использования биометрии граждане смогут получать с ее помощью широкий спектр услуг без предъявления паспорта как в дистанционных, так и очных каналах, рассказали в «Ростелекоме». ЕБС помогает защитить финансы от мошенников «там, где другие методы не сработают», добавили в корпорации.
Однако за три года биометрические данные сдали всего около 200 тыс. россиян. Для повышения популярности системы обсуждается возможность сдачи данных в ЕБС самостоятельно через приложение на смартфоне — о соответствующих поправках к законопроекту о биометрической системе сообщил глава Минцифры Максут Шадаев на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis Online 2021.
Московские власти также активно внедряют биометрию. В 2022 году в школах Москвы планируется внедрить систему распознавания лиц. В спортивных школах Москвы камеры уже подключены к системе распознавания лиц или датчикам движения, а при зачислении родители подписывают согласие на сбор и обработку персональных данных детей.
Лицевая биометрия используется и в Московском метрополитене: с 15 октября в нем действует система оплаты Face Pay. «Это новая технология не только для Москвы, но и в целом для всего мира — нигде нет аналогов Face Pay по масштабу и удобству»,— отметила директор по платежным сервисам московского метро Жанна Ермолина. По данным на середину декабря, сервисом пользуются уже более 50 тыс. пассажиров метро, а более 65 тыс. сотрудников метро с лета проходят на станции метро исключительно по распознаванию лица. В метрополитене ожидают, что через два-три года до 15% пассажиров метро будут стабильно оплачивать поездки по распознаванию лица. В 2022 году Face Pay заработает на Московском центральном кольце, также прорабатывается возможность запуска оплаты по распознаванию лица и на других видах транспорта, рассказала Жанна Ермолина.
Голосование не выходя из дома
В 2021 году продолжается развитие системы дистанционного электронного голосования Центральной избирательной комиссии (ДЭГ ЦИК). ДЭГ впервые применили в экспериментальном порядке на выборах в Мосгордуму в 2019 году — тогда на прохождение процедуры зарегистрировались 11,2 тыс. человек, а во время голосования система дважды дала сбой. В 2020 году возможность дистанционного участия была внедрена для жителей Москвы и Нижегородской области на голосовании о поправках к Конституции. Тогда в Москве онлайн проголосовали 964 тыс. жителей. Год спустя, в 2021-м, на ДЭГ зарегистрировались уже 1,87 млн москвичей. Помимо Москвы система электронного голосования на выборах в Госдуму работала в Севастополе, Курской, Нижегородской, Ярославской, Мурманской и Ростовской областях. В декабре депутаты от партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, устанавливающий единые правила проведения дистанционного голосования для всех регионов и на выборах всех уровней. В следующем году планируется провести избирательные кампании в 19 регионах, сообщила на заседании ЦИКа в декабре председатель комиссии Элла Памфилова.
Заметим, для внедрения новых решений в нацпрограмме «Цифровая экономика» заложены и цели по обеспечению доступа в интернет (см. материал на стр. 2) и повышению доступности мобильной связи. Всего, как сообщил замглавы Минцифры Дмитрий Ким, планируется сделать доступной мобильную связь более чем в 24 тыс. малочисленных населенных пунктов страны до 2030 года. В 2021 году услуги связи были оказаны жителям 1,2 тыс. небольших поселений, а в конце декабря будет опубликован перечень населенных пунктов, которые первыми будут подключены к интернету в 2022 году, рассказал замминистра.
Лекарство от недоверия
Любая новая технология вызывает естественную человеческую настороженность, однако успешность ее внедрения — лишь вопрос времени и дальнейшей популяризации, уверены в «Ростелекоме». «Еще буквально несколько лет назад граждане с опаской относились к платежам по пластиковым банковским картам, а сегодня многие без проблем прикладывают смартфоны к терминалам оплаты»,— прокомментировали в пресс-службе корпорации. «Когда мы запускали оплату проезда банковскими картами на турникетах метро, в 2016 году меньше 1 тыс. человек в сутки пользовались этой возможностью, сегодня в среднем более 500 тыс. пассажиров ежедневно оплачивают проезд на турникетах банковскими картами»,— подтверждают в Московском метрополитене.
Чем больше граждан узнают о том, что представляет собой технология, как ее применять и как она может упростить повседневную жизнь, тем большее число людей будет готово ее использовать, уверены в «Ростелекоме». Чтобы возрастало доверие со стороны граждан, важно двигаться «очень плавно, очень осторожно, по мере нашей готовности», отмечала Элла Памфилова.
На доверие граждан к технологиям, внедряемым государством, во многом влияет безопасность использования инноваций. Госсектор представляет особый интерес для злоумышленников, отмечает заместитель директора по развитию бизнеса Solar JSOC компании «Ростелеком-Солар» Павел Гончаров. Например, государственные ресурсы достаточно часто подвергаются DDoS-атакам. При этом многие подобные атаки скорее совершаются из хулиганских побуждений и призваны спровоцировать негодование граждан, которые не могут получить какую-то госуслугу, полагает Павел Гончаров. «Реже DDoS-атака отвлекает службу информационной безопасности от более серьезного инцидента, например от похищения персональных данных»,— добавляет он. В целом, по оценке «Ростелеком-Солар», за три квартала 2021 года число DDoS-атак на госресурсы выросло почти на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Например, во время проведения ДЭГ в 2021 году на портал госуслуг велось свыше 900 кибератак, сообщал секретарь Совета безопасности Николай Патрушев.
ГИС хранят множество конфиденциальной и персональной информации, объем которой за последние годы значительно увеличился, поэтому кибератаки на госсектор несут серьезные репутационные риски и вызывают широкий общественный резонанс, отмечает Павел Гончаров. Он подчеркивает, что для борьбы с инцидентами не обойтись без мониторинга информационной безопасности и внедрения специализированных решений.