«Рука бога» затронула личное
Почему новая работа Паоло Соррентино понравилась критикам и зрителям
На Netflix вышел автобиографичный фильм Паоло Соррентино «Рука бога». В картине режиссер «Молодого папы» и оскароносной «Великой красоты» рассказывает о юности в Неаполе и роли, которую в его жизни сыграл футболист Диего Марадона. На кинофестивале в Венеции картина получила гран-при. А теперь ее называют одним из главных кандидатов на «Оскар». Подробнее о фильме Паоло Соррентино расскажет Александр Рассохин.
Морские пейзажи, шумная итальянская семья и трудности взросления — в «Руке бога» Паоло Соррентино воссоздал Неаполь своей юности. Действие происходит в 1980-х, в центре сюжета — подросток Фабиетто. Ео прототип — сам режиссер. Юноша, влюбленный в начинающую актрису, катается на мотоцикле по ночному городу, дружит с контрабандистами и смотрит матчи «Наполи», мечтая встретиться с Диего Марадоной, который тогда как раз перешел в итальянский клуб.
Марадона, к которому отсылает название, в фильме появляется только в архивной кинопленке. Но в истории играет ключевую роль. Аргентинцу, как считает режиссер, он обязан жизнью. Когда его родители погибли в загородном доме из-за утечки газа, юный Соррентино остался смотреть матч с участием кумира. Рассказать о своей потере на экране, признавался Соррентино в интервью, стало для него формой терапии: «Это парадокс, но когда ты сразу теряешь обоих родителей, внезапно еще молодым обретаешь свободу. И в то же время не знаешь, как ей распорядиться. Лишь годы спустя я понял, что она была ключом к тому, чтобы стать режиссером. Будь мои родители живы, они бы не поддержали эту идею. Отчасти я снимал этот фильм для своих детей, чтобы они поняли, почему иногда я был инфантильным и не сдерживал гнев. Мне показалось, что если я сниму фильм про себя, про свою боль, то, в конце концов, устану думать обо всем этом. Так и произошло. Работа над картиной стала чем-то вроде терапии, заменившей поход к психологу».
На венецианском фестивале, где «Руку бога» показали впервые, фильм сорвал овации, не затихавшие девять минут, и сразу попал в фавориты. В итоге жюри присудило ему гран-при. Неожиданностью это не стало, ведь за плечами у господина Соррентино немало наград, в том числе «Оскар» за «Великую красоту». При этом типичные для картин Соррентино гедонизм и богемность в «Руке бога» уступают место спокойной искренности, делится впечатлениями кинокритик Егор Беликов, который посмотрел картину в Венеции: «Мне кажется, что в полном метре господину Соррентино всегда было лучше, несмотря на неудачи в последние годы, например, тот же "Лоро". "Рука бога" не возмущает своей итальянской перегретостью, которая часто у него встречается в фильмах. Впервые режиссер постарался сделать кино, которое не манерно отделено от него самого, а рассказывает о нем и о том, как он стал режиссером. Все выглядит уместно, если смотреть на все это глазами подростка, который является здесь и главным героем, и не вполне точным рассказчиком.
Очень подробно показана семья Соррентино. Такая хрестоматийная, даже, анекдотичная итальянская семья со своими сумасшествиями. Они друг друга кроют разнообразными выражениями на каждом шагу. Это попросту лучший фильм Паоло Соррентино».
При своей немассовости зрители оценили картину даже выше профессионалов. На агрегаторе Rotten Tomatoes у «Руки Бога» — 98% положительных рецензий от пользователей. У критиков — 81%. Кроме того, СМИ называют картину одним из главных претендентов на «Оскар». Ранее «Рука бога» оказалась в лонглисте американской киноакадемии в номинации «лучший фильм на иностранном языке».