SSJ 100 облетает законы рынка
Лизингодатели и продавцы поспорили о справедливой цене самолета
Рынок оценивает реальную стоимость SSJ 100 существенно ниже, чем его закупочная цена. Так глава «ВТБ Лизинга» Дмитрий Ивантер объяснил причины того, что компания не собирается принимать участие в программе Минпромторга по продаже SSJ с использованием средств ФНБ. Перевозчики подтверждают, что лизинговые ставки для SSJ 100 примерно в полтора раза меньше, чем у аналогичных самолетов, так как его налет ниже. В ОАК и Минпромторге опровергают убыточность SSJ для лизингодателей, ссылаясь на субсидирование и гарантии остаточной стоимости.
Гендиректор «ВТБ Лизинга» Дмитрий Ивантер заявил, что компания не заинтересована в участии в программе Минпромторга по поддержке продаж отечественных самолетов, предполагающей софинансирование из средств ФНБ. Глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что в 2022 году на поддержку лизинга авиатехники из ФНБ выделят 79 млрд руб. и еще по 100 млрд руб. в 2023–2024 годах. Но, подчеркнул господин Ивантер, рыночный игрок не сможет работать с предметом лизинга, «у которого не может быть положительной остаточной стоимости».
Речь идет о разнице между ценой покупки SSJ у производителя и его рыночной оценкой сразу после поставки. По данным трех источников “Ъ”, цена покупки SSJ 100 — $33 млн. А рыночная стоимость SSJ 100–95LR, выпущенного в 2021 году, по оценке британской Ascend by Cirium, которую приводит «ВТБ Лизинг»,— $15,9 млн.
«Основная проблема финансирования приобретения "Суперджетов" — большая разница между ценой его продажи и его оценочной стоимостью, которую мы должны отражать на балансе в отчетности по МСФО. Если в госпрограмме не будет предусмотрено решение этой проблемы, мы в ней участвовать не сможем»,— пояснил “Ъ” господин Ивантер.
Ascend by Cirium оценивает самолеты на основе реальных сделок купли-продажи и мнения участников рынка (market value), а также на основе оценки доходов от использования (base value). Лизинговая ставка за SSJ 100 — $137 тыс. в месяц, указано в отчете Cirium, на версию 95LR — $142 тыс. Справедливая и интересная лизингодателю ставка составила бы $220–230 тыс., говорит один из источников “Ъ”. Один из эксплуатантов SSJ говорит, что его реальная ставка — $150–160 тыс. в месяц. Основной конкурент SSJ — Embraer 190 — обошелся бы как раз в $220–230 тыс.: «Исходя из условий рынка, как правило, лизинговый платеж составляет 0,7–0,8% от стоимости судна, у SSJ — 0,5%. Но учитывая невысокий средний налет, это сопоставимые цифры».
Сейчас в РФ SSJ 100 используют девять перевозчиков, работающие с четырьмя лизингодателями: ГТЛК (46 бортов), «ВЭБ-Лизинг» (35), «ПСБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг» (20). В ПСБ сообщили “Ъ”, что оценивать остаточную стоимость в моменте не совсем корректно: «Нужно рассматривать весь лизинговый проект в комплексе, учитывая перспективы развития. Что касается досрочного расторжения договоров по инициативе эксплуатанта, такая возможность не предусмотрена стандартными условиями договоров лизинга».
В «Сбербанк Лизинге» пояснили “Ъ”, что, с точки зрения остаточной стоимости SSJ, «само понятие рынка достаточно условно». «Единственная возможность частично нивелировать риск — передача в лизинг устойчивой авиакомпании на весь жизненный цикл самолета. Это резко сужает список»,— говорит директор департамента компании по работе с крупнейшими клиентами Павел Пискун. В ГТЛК ответили, что заинтересованы в долгосрочном участии в программе по приобретению отечественных ВС новых типов. «Минпромторг в настоящее время прорабатывает схему использования механизма лизинга при реализации программы»,— уточнили там. В ВЭБ.РФ отказались от комментариев.
В Минпромторге подчеркивают наличие программы поддержки послепродажного обслуживания самолетов и компенсации эксплуатантам части лизинговых платежей: «Лизинговым компаниям также предоставляются субсидии для частичной уплаты процентов по кредитам, которые они получают на закупку самолетов в российских кредитных организациях и в ВЭБ.РФ».
«Информация господина Ивантера не подтверждается длительной практикой работы с ведущими российскими лизинговыми компаниями по эксплуатации самолетов SSJ»,— заявили “Ъ” в ОАК.
Там отметили, что в оценке стоимости от Cirium не учтены меры господдержки и принятые практики гарантии остаточной стоимости: так, производитель готов выкупить SSJ через 12 лет минимум за 40% от исходной цены за свой счет. Источник, близкий к корпорации, сообщил, что в декабре она проводила оценку произведенных в 2018 году самолетов и «оценщик дал стоимость $28 млн». В ОАК подчеркнули, что реальный вторичный рынок SSJ 100 начнет формироваться только с 2023 года, когда завершатся первые долгосрочные контракты по лизингу.