«Товары должны быть не дешевыми, а доступными»
Директор Уральского округа сети «Магнит» Сергей Олейников — о планах развития в Свердловской области
Один из крупнейших продовольственных ритейлеров «Магнит» в этом году закрыл сделку по покупке холдинга Dixy Holding Limited, в которую входили розничная сеть супермаркетов «Дикси» и уральская сеть «Мегамарт». Директор Уральского округа сети «Магнит» Сергей Олейников рассказал, что собой представляет сеть в регионе, какие форматы планирует тиражировать, а также о том, к чему может привести государственное регулирование цен.
— Что собой сейчас представляет сеть «Магнит» в Свердловской области?
— На начало четвертого квартала 2021 года в регионе «Магнит» представлен 904 торговыми объектами. В период острой фазы пандемии в 2020 году мы приостанавливали развитие сети и редизайн магазинов, в том числе в Свердловской области. Это нужно было, чтобы сосредоточиться на удовлетворении возросшего покупательского спроса, пройти сложный период и вернуться к нормальной работе. В этом году мы возобновили программу развития и редизайна и ожидаем дальнейшего ускорения в следующих периодах с сохранением высоких требований к доходности. С начала 2021 года уже открыто 32 торговых объекта.
Объем поставок местных производителей в 2020 году составил более 8,7 млрд руб., а с начала текущего года — 8,4 млрд руб.
— Какие планы у компании по открытию новых объектов в регионе?
— Компания планирует наращивать свое присутствие в регионе. Мы рассматриваем всю географию Свердловской области и ориентированы на открытие объектов в населенных пунктах от 2 тыс. жителей, правильное сочетание форматов для достижения синергии между торговыми точками. Например, вместе с запуском магазинов «у дома» под одной крышей будем открывать точки «Магнит Косметик», чтобы отвечать многообразию потребностей покупателей.
— В прошлом году «Магнит» запустил сеть жестких дискаунтеров «Моя цена». Будет ли компания открывать их в Свердловской области?
— После открытия пилотного магазина «Моя цена» в каком-либо регионе, мы практически сразу видим интерес потребителей к этому формату — они становятся одними из самых посещаемых покупателями в своих локациях, при этом с учетом наличия рядом сторонних магазинов других форматов. По итогам этого года мы планируем открыть около 200 дискаунтеров по всей стране, а в 2022 году принять окончательное решение о масштабировании формата. Мы не исключаем, что уже в следующем году сможем открыть несколько сотен таких торговых точек по всей стране, в том числе, и в Свердловской области.
— Планируется ли тиражировать формат суперсторов в Свердловской области?
— Сегодня мы развиваем два больших формата — супермаркеты «Магнит Семейный» и суперсторы «Магнит Экстра». С приобретением «Дикси» мы существенно увеличили количество больших форматов в Свердловской области.
В сделку вошли гипермаркеты, работающие сегодня в области под брендом «Мегамарт». Вскоре мы переформатируем их в супермаркеты «Магнит Семейный» или суперсторы «Магнит Экстра».
— Государство пытается частично регулировать цены на ряд социально значимых продуктов, например, макароны, растительное масло. Как на это отреагировал «Магнит»? Были ли, в частности в Свердловской области проблемы с поставщиками, которые отказывались работать по заниженной цене?
— Мы заинтересованы в стабильном уровне цен и не заинтересованы в их росте, поскольку это снижает покупательскую способность населения. Мы постоянно ведем работу над сдерживанием роста стоимости товаров на полке и держим наценки на товары первой необходимости на минимальных и даже нулевых уровнях, чтобы они были доступны абсолютно всем социальным группам наших граждан. Мы контролируем цены, в том числе, за счет собственной логистики и активного сотрудничества с локальными производителями. Мы для себя решили, что самое эффективное решение — выстраивание долгосрочного взаимодействия с поставщиками, в центре которого становится покупатель. Когда мы не пытаемся урвать друг у друга, а приходим к здоровому бизнесу, выгодному и производителю, и розничной сети.
— Чревато ли госрегулирование тем, что цены поднимутся на другие продукты? Или трудности скорее затронут поставщиков, которые не готовы снижать цены?
— Важно понимать, что товары должны быть не дешевыми, а доступными. Уровень цен на товары и услуги — это всегда индикатор соотношения конъюнктуры рынка, развития конкуренции — с одной стороны, и спроса, с другой. То есть, это дорога с двусторонним движением. Об этом втором факторе ценообразования редко говорят, однако он не менее важен, чем все наши усилия по снижению, сдерживанию или регулированию цен. Нужно понимать, что внешние факторы влияют на цены в каждом звене товаропроводящей цепи — от сельхозпроизводителей к переработчикам сырья, от оптовых закупщиков к розничной торговле.
И регулирование цен может быть эффективно лишь в сложной ситуации в качестве временной меры, как например, в конце 2020 года, но не решает проблему в долгосрочном плане. Как показывает наш богатый исторический опыт, такое регулирование может создать и новые проблемы, в том числе сокращение предложения на полках. И это точно не то, чего мы с вами хотим.
— Как изменилось потребление во время пандемии?
— Покупательское поведение жителей Свердловской области в целом соответствует общероссийским трендам: коронавирус оказал заметное влияние на поведение покупателей — они стали больше заботиться своем здоровье и здоровье своих близких. Это проявлялось, прежде всего, в снижении частоты визитов в магазины, чтобы избежать лишних контактов в торговом зале и на кассе. При том, что покупатели реже ходили в магазины, они покупали больше, в целом это более чем компенсировали потери в трафике.
Все это привело к тому, что пандемия стимулировала резкий рост e-com. Это было, в первую очередь, связано с ограничениями на передвижение и со страхом людей выходить из дома. Сегодня в Екатеринбурге есть и партнерская, и собственная доставка. Еще в апреле мы запустили собственную экспресс-доставку из форматов «у дома» и «Магнит Косметик» в Екатеринбурге, с сентября мы подключили регулярную доставку из супермаркетов.