Уголь уходил, чтобы вернуться
Мониторинг энергоресурсов
Взлет спроса на энергию в Китае и связанный с ним энергокризис в Европе затормозили процесс отказа мировой экономики от угля. МЭА ожидает, что в ближайшие годы его потребление вырастет даже по сравнению с рекордами 2018 года, но считает этот процесс локальным, ожидая затем глобального возвращения к низкоуглеродной повестке.
Пока же с учетом восстановления промпроизводства МЭА ожидает, что мировой спрос на уголь в 2021 году вырастет на 6%, до 7,9 млрд тонн после снижения до 7,45 млрд тонн в 2020 году. По оценкам агентства, к 2024 году спрос выйдет на плато на уровне 8,03 млрд тонн, притом что ранее долгосрочный прогноз МЭА предполагал спад глобального спроса на уголь до 5 млрд тонн уже к 2030 году (см. “Ъ” от 10 сентября).
Картину в отрасли традиционно определяют Китай и Индия, обеспечившие основной прирост спроса: в КНР — с 3,97 млрд тонн в 2020 году до 4,13 млрд тонн в 2021 году (прогноз — 4,27 млрд тонн к 2024 году), в Индии — с 0,93 млрд тонн в 2020 году до 1,06 млрд тонн в 2021 году (и до 1,185 млрд тонн к 2024 году). Вырос спрос и в США и ЕС (с 434 млн тонн до 508 млн тонн и с 390 млн тонн до 435 млн тонн соответственно), но, по прогнозу, этот пик пройдет быстрее и уже в 2024 году сменится спадом. В РФ картина стабильнее, и спрос продолжит расти до 237 млн тонн в 2024 году.
Глобальное предложение также вырастет — с 7,56 млрд тонн в 2020 году до 7,9 млрд тонн в 2021 году, компенсируя истощение запасов и замедление добычи из-за сбоев в цепочках поставок и антиковидных мер. В 2022 году МЭА ждет роста предложения до 8,1 млрд тонн и его снижения к 2024 году до 8 млрд тонн. Рост предложения (совокупно порядка 200 млн тонн) обеспечили также главным образом КНР (где его, впрочем, ограничивало закрытие 5,5 тыс. шахт) и Индия (где добыче мешала погода). Также в наращивании предложения участвовали Россия — на 31 млн тонн, США — на 33 млн тонн и ЕС — на 28 млн тонн.
От России МЭА ждет роста внутреннего производства угля на 50% и экспорта — с 226 млн тонн в 2021 году до 232 млн тонн в 2024 году и до 380 млн тонн к 2035 году за счет разработки Сырадасайского месторождения на Таймыре, строительства новых терминалов в порту Диксон и под Мурманском и наращивания пропускной способности основных железнодорожных путей (БАМ и Транссиб) к этому сроку на 55 млн тонн, до 180 млн тонн в год.