Домашний арест ужесточили до заочного
Меру пресечения экс-главе службы безопасности «GL финанс» избрали с третьей попытки
Тверской суд Москвы по ходатайству главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД по Москве вынес постановление о заочном аресте бывшего руководителя службы безопасности группы «GL финанс» Александра Лазебы. Он обвиняется в особо крупном мошенничестве: по версии следствия, безопасник был причастен к хищениям $150 млн из средств частных инвесторов в компании ООО «Анкор Инвест», входившей в холдинг «GL финанс», учредителями которых был скандально известный финансист Герман Лиллевяли. В 2019 году Александр Лазеба был задержан и помещен под домашний арест, но вскоре сумел скрыться. В настоящий момент он уже числится в федеральном и международном розыске.
Несмотря на то что по сложившейся в судебной практике традиции ходатайства о заочных арестах судьи рассматривают в ускоренном порядке, на этот раз председательствующий на процессе Алексей Криворучко подошел к изучению прошения ГСУ ГУ МВД по Москве со всей тщательностью. Начиная с сентября он дважды откладывал заседание по избранию Александру Лазебе меры пресечения в виде заочного ареста, настаивая на представлении следователем более веских доказательств причастности обвиняемого к особо крупному мошенничеству (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
При этом не помогали доводы следователя даже о том, что сам факт побега Александра Лазебы из-под домашнего ареста в 2019 году уже является достаточным основанием для заключения беглеца под стражу.
Тем более, отмечал представитель следствия, что Александр Лазеба после побега был объявлен в федеральный, а затем и международный розыск.
При третьем рассмотрении ходатайства следователь вновь повторил, что Александр Лазеба уже продемонстрировал, что не намеревается соблюдать требования, обусловленные уже избранной ему мерой пресечения — домашним арестом, и только поэтому должен быть помещен как минимум на два месяца под стражу в случае задержания. Также представитель ГСУ ГУ МВД по Москве добавил, что у следствия имеются данные о том, что господин Лазеба ранее пытался уничтожить улики, свидетельствующие о его причастности к хищению. А с учетом того, что экс-руководитель службы безопасности «GL финанс» который год числится в бегах, нельзя исключить, что он вступил в сговор с сообщниками о координации их действий, а со свидетелями — о даче последними ложных показаний в его пользу. Наконец, подчеркнул следователь, находясь на свободе, Александр Лазеба, по данным ГСУ, наверняка предпринял и предпринимает шаги к сокрытию похищенных средств.
Адвокаты обвиняемого выступили против заключения под стражу их подзащитного. Они настаивали, что их подзащитный не скрывался и не намерен этого делать, а на судебное заседание не явился лишь потому, что не был о нем должным образом уведомлен.
Но на этот раз доводы следователя убедили председательствующего на процессе, и суд принял решение о заочном аресте господина Лазебы, удовлетворив ходатайство ГСУ в полном объеме.
Решение вступает в силу с момента задержания фигуранта на территории России или его экстрадиции из-за рубежа.
Как уже сообщал “Ъ”, уголовное дело по фактам мошенничества в головной компании «Анкор Инвест», входившей в холдинг «GL финанс», было возбуждено еще в октябре 2018 года. Расследование было поручено следственному управлению УВД по Северо-Западному административному округу (СЗАО) ГУ МВД РФ по городу Москве. Однако проводимое там расследование не удовлетворяло представителей потерпевших — инвесторов компании «Анкор Инвест». Те, например, выражали недовольство тем обстоятельством, что к уголовной ответственности не был привлечен никто из руководящих сотрудников головной компании и самого холдинга, а из почти трех десятков менеджеров под следствие попали только пятеро.
Инвесторам господин Лиллевяли обещал баснословные доходы в случае вложения в «Анкор» не менее $200 тыс. При этом рядовые менеджеры объясняли, что на деньги клиентов будут приобретаться акции крупных зарубежных компаний, таких как General Motors, Apple, Coca-Cola и т. п., с которых инвесторы и будут получать дивиденды. Но, как теперь уверено следствие, в действительности деньги вкладывались в бумаги «мусорных» фирм. Этим достигались две цели. Во-первых, благодаря этим операциям злоумышленники могли представлять отчетность в Центробанк. Во-вторых, компании, в которые поступали деньги, по материалам уголовного дела, обналичивали их для дальнейшего присвоения участникам аферы. После этого инкассаторы, которыми заведовал Александр Лазеба, по данным следствия, в мешках отправляли наличность на дачу Германа Лиллевяли в Серебряном Бору. Тем временем в личных кабинетах инвесторов менеджеры публиковали фиктивные отчеты о приобретении акций зарубежных компаний.
Все время, пока шло расследование в СЗАО, недовольные инвесторы направляли жалобы на бездействие следователей в московскую и Генеральную прокуратуры, а также в ГСУ ГУ МВД по Москве. В результате ГСУ затребовало дело себе и в июне этого года приступило к его расследованию заново. Причем, по данным “Ъ”, полицейские намерены не только привлечь к ответственности в качестве обвиняемых некоторых руководящих сотрудников руководителей «Анкор Инвеста» и «GL финанс», но и, возможно, инкриминировать фигурантам дела ст. 210 УК РФ (создание преступного сообщества и участие в нем). На последнем, кстати, настаивают и многочисленные потерпевшие. Как сказал их адвокат Станислав Корягин, инвесторы также требуют привлечения к ответственности доверенных лиц господина Лиллевяли, руководителей бухгалтерии «Анкора» и бэк-офиса.
Впрочем, вернуть деньги потерпевшим будет непросто.
Несмотря на то что арбитражные управляющие «Анкора» уже обжаловали в арбитражных судах договоры о переводе средств инвесторов «мусорным» фирмам, большую часть средств из них успели вывести. А сами компании теперь являются банкротами. Между тем основной фигурант уголовного дела Герман Лиллевяли по-прежнему находится в США под домашним арестом — причина в том, что из-за ограничений, связанных с пандемией, финансист не успел в 2020 году продлить 90-дневную визу. Но даже если его депортируют из США за нарушение миграционного законодательства, то, скорее всего, в Эстонию, гражданином которой бизнесмен является.