Краткая история частного бизнеса: мой первый год с франшизой IZIWay
Это история о том, как можно решиться на собственное дело и победить. Победить, упустив все птицы удачи, летящие прямо в руки, быстрые деньги, выгодных клиентов, заманчивые перспективы стремительного взлета и даже персонал. Победить вопреки всему, и лишь согласно плану: потому что так написано в графике, который вам составила ваша франчайзинговая компания. Знакомьтесь, это IZI Way! Компания, которая умеет делать настоящих бизнесменов из тех, кто хотел просто подразнить мужа. И это история про меня!
Возможно, вам покажется, что я излишне шучу в самом начале, однако мой опыт действительно имеет нетривиальное развитие сюжета, которому могла бы позавидовать сама Агата Кристи. Я начну свое повествование с первого месяца работы, а закончу тем самым словом «Победа», которое я поставила в плане ровно через 14 месяцев с того момента, как был подписан наш договор с IZIWay. Я хочу поделиться этим опытом, потому что уверена, что он заставит переосмыслить понимание бизнес-среды и тех законов, по которым она работает, не только меня, но и вас.
Всех тех, кто сейчас смотрит в монитор и думает, что читает очередную «историю Золушки», в которой отважный дебютант-предприниматель трудится с утра до ночи, со всем своим талантом и настойчивостью, а потом через тернии поднимается к той самой звезде, где его ждет заслуженный, но всегда какой-то неожиданный джек-пот. Нет, моя история была несколько иной. Она скорее о том, как довольно ленивый человек без опыта и знаний, ведомый за руку куратором-начальником, способен сам и платье себе на бал сшить, и оплатить карету и даже построить какой-никакой дворец. (Фея нам не понадобилась!)
Я хочу рассказать эту историю еще и потому, что я сама навсегда рассталась в ней с иллюзиями и обрела реальность, более для меня ценную, перспективную и простую в достижении, чем-то, о чем я мечтала до того, как сделала первый шаг. Иллюзию о том, что в бизнесе нет старта без капитала (фея), есть риски (карета превратилась в тыкву) и негарантированный выигрыш (принц мог и не жениться — прощай дворец?). В этой истории я поняла, что бизнес — это, прежде всего, план. А значит, и заранее известный результат в нем.
Когда мы едем строить наш домик у моря?
«Когда мы едем строить наш домик у моря?» — спросил меня муж, когда я сообщила ему, что собираюсь открыть Интернет-магазин. Дело было в самом начале Пандемии. И, как говорится, мы тогда еще не знали, что нас ждет. Вся семья села на карантин, уткнувшись в ноутбук и тут что-то мне подсказало внутренне: пора!
Идея открыть свое дело была и раньше. А у кого ее не было? Моя офисная должность на момент начала Пандемии не приносила семье весомого дохода, зарабатывал муж. Двое маленьких детей притормозили карьеру на старте, а потом как-то не складывалось с желанием вступить в борьбу за место. Муж подтрунивал, поэтому во многом решение заняться бизнесом самостоятельно было принято в ответ на очередную колкость о том, что быть мне до пенсии генсеком — дело в том, что секретарей в офисе было несколько, работала я действительно с довольно широкими полномочиями, однако оформлена была как обычный секретарь.
«Так когда?» — еще раз спросил муж. Я подумала, что он шутит. Откуда можно знать, как пойдет бизнес, когда удастся его раскрутить и выйти на солидный доход? О домике мы тоже мечтали — давно, всей семьей, и речь не шла, конечно, о дворце. Однако даже очень скромный домик, замаячивший на горизонте в самом начале моей карьеры, вызвал у меня… напряжение. Нет, я была решительно не готова давать такие обещания или играть в пари! В то же время, ссориться мне тоже не хотелось, начинать вопреки конфликту и портить боевой задор — плохой знак.
«Ты этого не сделаешь», — твердо сказал муж.
«Почему?» — спросила я.
«У тебя нет плана», — сказал муж и уткнулся в монитор, потеряв дальнейший интерес к дискуссии. Даже не стал предлагать пари.
Такая однозначность вердикта меня задела. Конечно, у меня был план. Я не собиралась открывать дело на пустом месте, даже думала позвать кого-то для помощи, были знакомые, которые обещали помочь с рекламой в соцсетях… Я села думать. И тут, видимо, как я понимаю это сейчас, провидение сжалилось надо мной. Потому что мне вдруг очень сильно захотелось не проиграть! До этого меня, скорее, интересовал процесс. Вот я начну, вот у меня будут клиенты, а вот они уже идут ко мне толпой. Почему-то в своих мечтах я все время получала входящие заказы и никогда — не смотрела отчеты о прибыли, росте, расширении. Уже позже я анализировала эти свои ранние представления и поняла, что это что-то вроде психологического избегания — я готовлюсь к тому, что буду обслуживать в магазине большое количество людей, что я смогу выполнить эту работу. Я словно опять иду в найм, а не готовлюсь руководить. А главное — владеть! Это было неправильным, так я думаю сейчас. И, возможно, мешало тому, чтобы приступить уже к делу — уж очень непривлекательно представляла я себе работу. Так, что сама отворачивалось от нее.
Осознав, что я действительно хочу не проиграть, то есть, хочу сама этого пари и буду добиваться выигрыша в нем, я села за Интернет и провела в нем вечер в поисках гарантий.
Я искала франшизу. Изначально мне приходила такая мысль в голову — к тому же, ее не раз озвучивал муж. Однако мне показалось, что он просто не верит в мои способности начать и вести бизнес. Что он пытается отправить меня в якобы самостоятельное плавание, которое будет обычным завуалированным наймом, в котором ответственность переложена на сотрудника, которого называют «партнером», а все разнарядки идут сверху (забегая вперед: как же я ошибалась!). Теперь же мне вдруг стало все равно, верит ли в мои перспективы муж, мне был нужен результат!
Я провела вечер в изучении имеющихся предложений. Ниша мне была ясна — я планировала заниматься продажей одежды. Ничего сверхэкзотичного, как, впрочем, и экспертного — никакого образования у меня в этом направлении не было. Я женщина и мне удобно работать именно с одеждой (надо было хоть каталоги полистать, прежде чем такое придумать).
«Мы купим наш домик через 14 месяцев», — сообщила я мужу утром. И положила распечатку с условиями договора.
Бренд IZIWay
Выбор пал именно на этот бренд по очень простой причине: он обещал нужный мне результат через 12 месяцев работы. Два месяца я оставила про запас.
Конкретики про дом, конечно, не было, и конкретные суммы не фигурировали. Речь шла о возможности вывести бизнес под управление персонала, а самой отстраниться от дел и далее просто получать прибыль. То есть, был тот самый план, о котором говорил муж. Ну и, конечно, в течение этих месяцев тоже предполагался доход. Мне показалось убедительным. Я не планировала тратить эти деньги куда-то еще (кто ж знал про дальнейшую историю с Пандемией!). А домик думала купить самый простой — чтобы просто можно было подать его на блюде как доказательство верности своим словам и планам.
Тяжело в ученье
Документы мы подписали примерно через неделю. В компании была возможность посмотреть подробней, пообщаться с другими участниками — но мне было не до того, я несколько увлеклась собственным планом и пари, можно сказать, витала в облаках. Тут же мы заплатили взнос — /сумма/. Обещала отдать мужу вместе с домиком.
А после подписания началось то, что не следовало пропускать даже согласно договору с компанией! Обучение. И вот тут я сразу поняла, что надо было общаться с франчайзи. Не могу сказать, что я совсем не пыталась до этого посмотреть, как выглядит Интернет-магазин изнутри. Однако мои представления, видимо, были несколько далеки от реальности. Например, красивые платья, туфли и сумочки должны были мышкой перенаправляться в квадратики на экране. Так в моем видении формировался каталог. Особо красивыми фото я планировала делиться в Инстаграме — реклама. Со складом, слава богу, решилось само — оказалось, что компания не требует склада, все идет прямо от них. То есть, практически все — электронное. Каталог, Инстаграм. Ну, это же просто…
О! Во-первых, тут важно количество! Как формируется каталог с таким количеством позиций? Во-вторых, это сами модели. Я обожаю рассматривать коллекции, однако, когда это делаешь в профессиональном ключе — дело меняется! Даже тут мне было довольно трудно. Когда мы дошли до Инстаграма, я уже мало чему удивлялось, однако непостижимого в нем было, пожалуй, больше всего. И это только обучение — в тот момент я еще не знала, как потом буду жадно возвращаться к своим небрежным записям периода учебы и искать нужную информацию о том, что «Ваш аккаунт магазина — это не личная страница, где вы постите красивые фото и ждете лайк». Если вы не сталкивались с тем, что такое ведение коммерческих аккаунтов, просто поверьте на слово: это совершенно другой космос!
Наконец, был большой блок о системах управления и оптимизации, который я прилежно себе записала и сохранила, однако решила, что пока сделаю это чисто автоматически. Потом разберусь.
На пороге открытия
Разбираться пришлось прямо тут же, потому что, как оказалось, магазин тоже не управляется так, как это происходит, когда в нем покупаешь (поверьте, я оценю все это позже, когда заказы действительно пойдут и станет ясно, что я — одна, а заказчиков — много, поэтому действительно нужно оптимизировать). Пока же я воспользовалась помощью куратора — ее нам предоставили на все время сотрудничества с IZI Way. Он помог установить нужные настройки, доделать то, что мы делали в течение месяца еще в процессе учебы. Все. Моя парадная ленточка была натянута, магазин приготовился к открытию. Выпили с мужем шампанского.
Это был вечер воскресенья. И так заканчивался первый месяц сотрудничества с IZI Way. Месяц учебы и подготовки. В понедельник я «шла на работу» — свою первую работу, которая принадлежит мне! Подробно об этом — в следующей части!