Не обижайте Павлика
Валерий Чусов, протомиллениал, Москва
«Вот тебе еще пять тысяч за твою помойку». Такое сообщение получил в местном чате один из жителей Москвы от своего соседа. В чате обсуждали какие-то коммунальные проблемы, и таким вот образом раскрылся один из «Помощников Москвы». Отомстил оппоненту за несогласие.
Незадолго до этого автовладелец, к которому обращался «мститель», получил штраф за стоянку якобы на газоне. Заднее колесо его машины на пару сантиметров заехало на грунт возле дерева, притом что водитель не нарушил требований разметки, а видеть, где начинается приствольный квадрат, он просто не мог. Так что претензии надо предъявлять тем, кто размечал парковку. Но все ли у нас это знают и у всех ли хватает сил бороться?
Обращение в суд занятие не на час и даже не на день, в отличие от отправки жалобы. Так что месть «Помощников» имеет гарантированный успех – владельцы автомобилей теряют кучу времени или пять тысяч рублей. Что получают борцы за соблюдение законов? Баллы, которые они могут потратить на кучу всего в магазине вознаграждений. Справедливости ради отметим, что баллы можно получить не только ложным доносом или честным сообщением о нарушении, но и другими видами активности на благо столицы. А что им грозит за ложное сообщение? Ничего. Понимаете, они заставляют ничего не нарушивших водителей и суды тратить время и им ничего за это не грозит!
Их иногда сравнивают с Павликом Морозовым, который со времен перестройки внезапно стал символом предательства. Ну как же – донес на родного отца. Но давайте уточним детали. Во-первых, Павел Трофимович не донес, а выступил на открытом суде. Во-вторых, он всего лишь подтвердил показания своей матери. И в-третьих, его отец Трофим Сергеевич личностью был неприятной во всех отношениях. Жену с четырьмя детьми бросил. Будучи председателем сельсовета, спекулировал справками для переселенцев, таким образом одновременно и наживаясь на жертвах советской власти, и обманывая эту самую власть.
Итак, Павлик Морозов не был единственным свидетелем, о преступлениях отца рассказал открыто, ничего за это не получил, но поплатился за честность жизнью. Можно ли сравнивать с ним людей, которые сознательно ищут ситуацию, которую можно истолковать как нарушение? Например, штраф получил владелец автомобиля, который стоял на асфальте, частично засыпанном палой листвой. И это тоже было сочтено газоном!
Сергей Довлатов задал риторический вопрос про четыре миллиона доносов, которые стали основанием для репрессий. Их написали простые советские люди. Но в те времена их часто провоцировали, а то и выбивали. То есть на коллегу или соседа клеветали, чтобы избежать мучений. Современный «Помощник Москвы» может найти нарушение там, где его нет, лишь бы получить очередной сувенир с символикой города. Потому что знает: даже если ложь будет выявлена, ему за это ничего не будет.
Сейчас приложение работает только в Москве и сообщить через него можно только о неправильной парковке. Но планируется распространить подобную систему и на другие нарушения. Нарушители должны быть наказаны. Но чтобы избежать ложных сообщений, надо в случае отмены штрафа взыскивать с лгуна полную стоимость судебных издержек и навсегда исключать его из программы. Тогда и остальные клеветники задумаются.