Анализируй это
Вадим Мельников, эксперт по стратегическому планированию в области социальной политики, Москва*
Известно, что у айсберга лишь около 10 процентов находится над поверхностью воды, остальная часть скрыта. То же можно сказать и об обеспечении безопасности движения. В повседневной жизни рядовые автомобилисты и пешеходы, как правило, имеют дело с дорогами, знаками, новыми законами, регламентами и правилами, но не догадываются о том, что фундаментом для всех этих решений является статистика.
Именно на основании ее данных Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, насколько важна борьба с аварийностью для мирового сообщества. Сейчас известно, что 90 процентов всех погибших в ДТП приходится на развивающиеся страны. Что каждый год в мире погибает около 1,3 млн человек, что наносит ущерб экономике стран в размере 3–6 процентов от ВВП, или в 1,85 трлн долларов. Жертвы от дорожных аварий сегодня находятся на восьмом месте в рейтинге причин смертности для людей всех возрастов.
Поэтому так важно говорить об инвестициях в сбор и анализ данных. Нужно пристальнее изучать аварии с высокой тяжестью последствий и происшествия со смертельным исходом. Необходимо привлекать к документированию последствий ДТП врачей. Данные из больниц следует обязательно использовать в дополнение к любым полицейским сведениям о травмах в происшествиях. Более глубокий анализ статистики ГИБДД может выявить глубокие корреляции, а уж если соединить эти цифры с характеристиками дорог, схемами транспортного планирования и другими отраслевыми показателями, то можно выстроить систему предиктивной аналитики, которая будет показывать, что, где и как нужно изменить, чтобы аварий не случалось.
Вышедшее недавно руководство ООН «10 шагов для более безопасной инфраструктуры» содержит рекомендации по созданию Национальной программы оценки дорог – сегодня этим занимается международная ассоциация International Road Assessment Programme (iRAP), также существуют национальные BrazilRAP, ChinaRAP, ThaiRAP и пр. В международной практике уже используется система пятизвездочной оценки дорог – по аналогии с краш-тестами системы Euro NCAP, – где максимальную оценку получают самые безопасные трассы. В России на региональных уровнях сегодня проводятся хакатоны, в том числе и по транспортным вопросам. Почему бы не сделать федеральный хакатон с задачей по созданию масштабной системы сбора и анализа межотраслевых данных по безопасности движения? Помимо практической пользы от подобного мероприятия, можно будет привлечь молодых людей к теме дорожной безопасности и нарастить кадровый потенциал в этой отрасли. Здесь пригодились бы талантливые программисты, владеющие передовыми способами изучения данных, построения моделей и прогнозов.
В 2021 году началось второе десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения, 28 октября ООН выпущен глобальный план для его осуществления. В документе особо подчеркивается, что для снижения аварийности нужно организовать эффективный анализ данных, провести качественные исследования и привлечь высококлассных специалистов. Такая работа должна войти в список основных приоритетов для государств и всех участников процесса – ученых, бизнеса, общественности. Только в этом случае есть шанс, что 90 процентов от айсберга, скрытых сегодня от глаза, постепенно выйдут на поверхность и станут заметными для окружающих.
*Материал подготовлен при участии Елены Борисенко.