Взгляните на эту рекламу, которой уже сто с лишним лет. По земле мчит открытый Clement-Bayard с французскими военными внутри. В небе парит дирижабль, который потом, к слову, купила Россия, назвала «Беркутом» и отправила служить в воздухоплавательную роту Брест-Литовской крепости. Но сейчас не про войну.
Фото: Денис Токмаков
1924 год. Оболочка дирижабля «Московский химик-резинщик» (МХР) во дворе завода «Красный каучук». Это один из первых летательных аппаратов молодой Страны Советов, который с 1923 года строился на деньги, собранные рабочими резиновой и химической промышленности Москвы и ее области. В корме открытой гондолы был установлен двигатель Fiat мощностью 105 л.с., способный разгонять дирижабль до 62 км/ч и перевозить на борту до 900 кг. 16 июня 1925 года прошел первый полет корабля, продолжавшийся более двух часов. Поскольку дирижабль предназначался не только для агитационных полетов, но и для воздушной разведки, его оболочка имела камуфляжную раскраску. При перелете из Ленинграда в Москву дирижабль был по ошибке обстрелян караулом военного завода, что привело к вынужденной посадке недалеко от Твери
Фото: Денис Токмаков
1929 год, Акрон, штат Огайо, США. Мягкий дирижабль Goodyear Mayflower (NC-10A) пробует соревноваться в скорости с цеппелином LZ-127 Graf Zeppelin, который только что начал свой трансатлантический перелет к Севилье, Испания
Фото: Денис Токмаков
1928 год, Фридрихсхафен, Германия. Недавно построенный дирижабль LZ-127 Graf Zeppelin пролетает над территорией фирмы Maybach-Motorenbau GmbH, где для него по спецзаказу были изготовлены двигатели
Фото: Денис Токмаков
Август 1929 года. Автомобиль Packard Six Phaeton 1927 года выпуска и пришвартованный на Майнс-Филд, Лос-Анджелес, США, дирижабль LZ-127 Graf Zeppelin, совершавший в то время свой первый кругосветный вояж
Фото: Денис Токмаков
1931 год, Южная Калифорния, США. Дирижабль Goodyear Volunteer (NC-8A) пришвартован к складной мобильной мачте с выносными опорами, базирующейся на автомобиле Ford Model AA 1930 года выпуска. Сорокаметровые дирижабли серии Volunteer были рекламными представителями Goodyear на Западном побережье. Благодаря мачте на автошасси такой аппарат мог легко флюгировать по ветру без угрозы опрокидывания
Фото: Денис Токмаков
1934 год, Акрон, Огайо, США. Военный дирижабль Goodyear Defender (NC-12A) на стоянке в корпоративном ангаре. Непонятно только, что «на объекте» делают штатские, да еще на немецкой машине
Фото: Денис Токмаков
1932 год, Акрон, Огайо, США. Строительство американского флотского дирижабля-авианосца USS Macon (ZRS-5) в эллинге фирмы Goodyear-Zeppelin. Кузова для автомобилей в ту пору строились приблизительно таким же способом. ZRS-5 создавался как главный разведывательный аппарат Тихоокеанского флота и являлся самым большим дирижаблем с гелием. Строился этот циклопический жесткий воздушный корабль с 1931 по 1933 год. Прослужив в ВМС США всего два года, погиб во время мощного шторма у мыса Пойнт-Сур, Калифорния, США. Из 83 человек на борту не спаслось только двое
Фото: Денис Токмаков
1936 год. Цеппелин Hindenburg LZ-129 швартуется перед камерами репортеров на аэродроме Лейкхерст, Нью-Джерси, США. «Стремянками» служат Chrysler Airflow Coupe и седан Ford. На «Крайслере» кинорепортер Fox Movietone News Альберт Эмануэль Аль Голд, который спустя год снимет хронику знаменитой катастрофы LZ-129
Фото: Денис Токмаков
Октябрь1934 года. Советская марка с изображением дирижабля «Правда». Шесть таких жестких аппаратов планировалось в начале 1930-х годов построить для Эскадры дирижаблей им. Ленина. Однако по объективным причинам комбинат «Дирижаблестрой», в котором проектными работами пять лет руководил итальянский инженер и полярник Умберто Нобиле, до начала войны не успел подготовить проекты «советских цеппелинов». Автомобиль на переднем плане так отретуширован, что распознать его марку невозможно
Фото: Денис Токмаков
1936 год, Лейкхерст, Нью-Джерси, США. Кинооператоры ведут съемку только что прилетевшего из Северной Атлантики цеппелина Hindenburg LZ-129. Автомобили снова в роли мобильных съемочных платформ. Слева – седан Ford 1936 года, в центре – Chrysler Airflow Coupe 1933–1935 годов, справа – Buick Series 40 sedan 1936 года
Фото: Денис Токмаков
Август 1929 года. Автомобиль Packard Six Phaeton 1927 года выпуска и пришвартованный на Майнс-Филд, Лос-Анджелес, США, дирижабль LZ-127 Graf Zeppelin, совершавший в то время свой первый кругосветный вояж
Фото: Денис Токмаков
16 августа 1942 года, Дейл-Сити, Калифорния, США. Лишившись во время боевого дежурства над Тихим океаном всего экипажа, «дирижабль-призрак» ВМС США Goodyear L-8 (ZP-32) в неуправляемом состоянии разбился. Причина загадочного исчезновения двух человек экипажа на борту до сих пор не выяснена. Диспетчеры потеряли связь с бортом после часа полета. Пустой дирижабль пришел на небольшой высоте от океана к береговой линии. Остановившись при слабом ветре на пляже, два рыбака-серфингиста попытались затормозить пустой корабль. Но новый порыв ветра пригнал дирижабль к холму, в который он врезался и повредил винт правого борта, а также потерял одну из тяжелых глубинных бомб. При этом автоматически сработавший клапан начал сбрасывать гелий, из-за чего в середине оболочки образовался прогиб. Лишившись веса на борту, корабль оказался во власти ветра, поднявшего останки аппарата над Сан-Франциско и приземлив их через 15 минут среди домов в Дейл-Сити. Никаких следов членов экипажа в обломках обнаружить не удалось. Автомобиль на переднем плане довольно старый – Dodge 1928 года выпуска
Фото: Денис Токмаков
1959 год, Помпано-Бич, Флорида, США. Коммерческий дирижабль Goodyear с рекламой Tydol Gasoline пришвартован к мобильной мачте на базе автошасси. На переднем плане справа – Cadillac Series 62 Convertible Coupe 1949 года, слева в сторонке – грузовик Ford G8T, такой поставляли в СССР по ленд-лизу
Фото: Денис Токмаков
1980 год, США. Во время съемок фильма о Джеймсе Бонде «Только для твоих глаз» на фоне мягкого дирижабля Goodyear GZ-20 Blimp (N2A) публике был впервые представлен Lotus Esprit S3 Turbo
Фото: Денис Токмаков
Маскот на капоте американского автомобиля Hudson Terraplane 1937 года выпуска. В том же году дирижабль украшал и немецкие автомобили – на фото Opel Kadett. Стилизованное изображение летательного аппарата оставалось на эмблеме «Опеля» до середины 1950-х годов
Фото: Денис Токмаков
Фото: Денис Токмаков
Фото: Денис Токмаков
Сегодня ряды автомобилестроителей стремительно пополняются фирмами, еще вчера выпускавшими мобильные телефоны, что в принципе неудивительно – автомобиль все больше превращается в электрический гаджет. Но сто лет назад все было совсем иначе. На первом месте была механика. А покорение человеком всех трех стихий с помощью моторов шло практически параллельно, и одна отрасль непременно обогащала другую. Вильгельм Майбах строил двигатели для цеппелинов. На английских дирижаблях трудились моторы Rolls-Royce. Честь приводить в движение небесных исполинов имели моторы BMW, Porsche, Renault и даже «АвтоВАЗ» – на построенном в 1999 году дирижабле «Аист» стоял двигатель от ВАЗ-1111 «Ока».
В нашей подборке лишь дюжина фотодокументов, но и они дают представление о том, как автомобили и дирижабли когда-то двигались вместе каждый к своей цели.
Сергей Бендин, Денис Токмаков