Снега полная палата
Общественники раскритиковали уборку Екатеринбурга
Общественная палата (ОП) Екатеринбурга рассмотрела вопрос о качестве уборки снега на улицах города. Некоторые члены пожаловались на то, что коммунальные службы не справляются с уборкой снега в срок, а мэрия некорректно оценивает проделанную работу. Они считают, что дорожникам не хватает мотивации, и предлагают передать уборку снега коммерческим организациям. По словам мэрии, проблема вызвана нехваткой кадров и мест для складирования снега, а переход на аутсорсинг не принесет ожидаемых результатов.
Вопрос уборки снега в Екатеринбурге обсудили на заседании Общественной палаты (ОП) города в понедельник, 20 января. Качество работы районных дорожно-эксплуатационных участков (ДЭУ) вызвало критику у некоторых членов ОП. В частности, общественница Екатерина Петрова пожаловалась на несвоевременную уборку снега и гололедицу на улицах Екатеринбурга.
«За неубранные снег и лед с проезжей части может штрафовать ГИБДД. За уборку тротуаров таких санкций нет, если речь идет не о субподрядчике. В то же время для привлеченных по контракту организаций в документации зачастую указываются противоречащие регламенту условия. Например, не указан срок уборки снега и гололеда. Компаниям также не доплачивают за то, что они могут переработать в период снегопадов»,— возмутилась общественница.
Она осталась недовольна «субъективностью оценки работы ДЭУ, которые получат финансирование вне зависимости от качества и объема выполненных работ», а также «гипотетическими цифрами» подсчета вывезенного снега — якобы для расчетов мэрия использует данные гидрометцентра, которые делит на площадь убираемых ДЭУ объектов, а не взвешивает вывезенный из города снег на полигонах. «Со снегом на полигонах ничего не делают. Хотя собранный с улиц Екатеринбурга снег становится отходом четвертого класса опасности, и его надо правильно утилизировать»,— подчеркнула Екатерина Петрова. Она предложила пересмотреть систему контроля качества работы ДЭУ и установить «более четкие показатели качества работы и поставить их в более очевидную взаимосвязь с финансированием».
За выходные в Екатеринбурге выпало 11 мм осадков, коммунальные службы вывезли на полигоны более 12 тыс. т снега. Всего в четвертом квартале было вывезено 123,5 тыс. т снега. Из-за снегопада в Екатеринбурге осложнилась ситуация на дорогах. В ближайшие несколько дней в Свердловской области ожидается сильный снег и гололедица на дорогах.
По данным председателя комитета по благоустройству мэрии Тамары Благодатковой, на уборку снега и закупку реагентов в бюджете заложено 1,1 млрд руб., в то время как летом содержание УДС обходится примерно в 400 млн руб. «Мы видели несколько дней назад на тротуарах тонкий лед толщиной несколько миллиметров. Он не кололся и ничем не убирался. Из-за санитарных норм его нельзя посыпать химикатами, потому что они негативно влияют как на пешеходов, так на наших питомцев»,— пояснила госпожа Благодаткова.
По ее словам, коммунальные службы испытывают дефицит кадров. «Средняя зарплата водителей-механизаторов составляет 35–40 тыс. руб., что ниже, чем в коммерческих дорожно-строительных предприятиях. Например, на строительстве трассы Казань—Екатеринбург предлагается зарплата от 80 тыс. руб. Часть рабочих ушла туда. В результате мы получили отток персонала — не занято 139 вакансий»,— пожаловалась глава комитета по благоустройству. Еще одной проблемой является длинный путь до пунктов приема снега (путь перевозки составляет 14 км), а также нехватка мест для размещения собранного снега. «Всего в городе восемь пунктов приема снега общей площадью 17 га. Мы с трудом на них размещаемся. За последние годы в зимний сезон выпадает более 1 млн т снега, высота снежных гор почти равна девятиэтажному дому. Снегоприемочных пунктов должно быть больше — по два-три на один район»,— отметила Тамара Благодаткова, уточнив, что городской департамент архитектуры рассматривает варианты размещения снегоплавильного полигона, а мэрия планирует запроектировать одну весовую станцию для учета вывезенного снега. Сейчас власти замеряют объем вместимости снега разных машин, фиксируют, сколько раз в месяц данная машина посетила снежный полигон, а потом суммируют данные. Считают по факту привезенного снега. Мэрия изучает возможность строительства снегоплавильных станций, которые будут сбрасывать осадки в канализационную систему.
Общественники предложили привлечь к уборке снега коммерческие организации. «Мы получим развивающийся в условиях конкуренции бизнес, который будет замотивирован на покупку или обновление техники, а также наем сотрудников. И они будут нести ответственность в рамках муниципальных контрактов»,— пояснила Екатерина Петрова. Однако вице-мэр Алексей Бубнов возразил: «Практика передачи бизнесу не очень хорошая. Города, которые передали уборку снега на аутсорсинг, возвращаются к старой модели. Кроме того, пока в контрактной системе не предусмотрена возможность быстрой смены подрядной организации, если попадается недобросовестная компания». Председатель Общественной палаты Яков Силин поддержал его и предложил рассмотреть возможность использования механизма концессии.